Как орган парламентского контроля Счетная палата содействует прозрачности и эффективности расходования государственных ресурсов и способствует повышению ориентации деятельности органов власти на реализацию интересов общества.
Проводимый Счетной палатой мониторинг реализации национальных целей позволяет сделать определенные выводы по влиянию пандемии коронавируса на развитие общества, и оценить имеющиеся возможности и достижения.
По мнению Председателя Счетной палаты России Алексея Кудрина нынешний кризис позволит по-новому взглянуть на информационные технологии и на процессы цифровизации. «Мы стоим перед новым миром, который и так нам уже обещали когда-то, но просто это будущее приблизится. Мы будем торговать через онлайн или будем все разговаривать и работать по видео, где это возможно. Поэтому в этих отраслях будет бум. Будет ли Россия участвовать в таком технологическом прорыве, который происходит? Посмотрим», - добавил в завершение председатель Счетной палаты.
Анализ сложившейся ситуации в стране и мире с распространением коронавируса, показал, что определенные успехи в освоении и применении информационных технологий и формировании цифровой среды уже имеются. Они наиболее ощутимы в сфере образования и связаны с переходом на дистанционное обучение. В настоящее время национальные образовательные платформы развернули уже 53 государства.
Серьезный вызов - развитие у учеников цифровых навыков для эффективного использования технологий, а также внедрение вспомогательных систем управления данными и информацией.
Стали бесперебойно работать новые приложения для учебы и бизнеса: Google Hangouts Meet, Cisco Webex, Avaya Spaces, BlueJeans и Slack, Microsoft Teams, Skype для бизнеса, Zoom и Blackboard.
При этом, как отмечают во Всемирном банке, для части школьников и студентов даже такие меры могут оказаться неподходящими - в первую очередь, речь идет о детях в социально незащищенных семьях, с ограниченным доступом в Интернет.
Однако, многие эксперты высказывают опасения по развитию дистанционного обучения, которые связаны с отсутствием мотивации к обучению. Перед учебными заведениями встанет вопрос выбора, каким предметам обучать онлайн, а какие оставить ученикам для самостоятельного освоения. Некоторые предметы, школьные мероприятия и подходы будет сложно перенести в онлайн-среду. Не все учителя будут способны осуществить быстрый и эффективный переход на онлайн-образование, им понадобятся поддержка и дополнительное обучение.
Кроме того, эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Наталья Парушина обращает внимание на тот факт, что сегодня в мировом сообществе не выработано достаточного опыта для определения объемов и механизмов финансирования системы онлайн-обучения, не установлен баланс между цифровым обучением и деятельностью «вне экрана», отсутствуют механизмы правовой защиты работы в дистанционном формате, не достаточно открытых образовательных ресурсов и образовательных платформ.
К решению возникающих вопросов и проблем нужно подходить обдуманно и взвешенно, понимая, что цифровизация и информатизация общества открывает как новые возможности, так и вызывает определенные опасения.