Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Выдержит ли российская бюджетная система двойной удар «коронакризиса»?

Нынешняя коронавирусная пандемия несет угрозу не только жизни и здоровью людей, но и порождает многочисленные вызовы развитию экономики, проверяет на прочность бюджетные системы различных стран.

Уже очевидно, что сбалансированность отечественной бюджетной системы на протяжении как минимум текущего года, а, скорее всего, и гораздо белее длительное время будет находиться под воздействием двух негативных факторов.

С одной стороны, многообразные внешние шоки (от падения цен и спроса на углеводороды и другие товары нашего традиционного экспорта до турбулентности на мировых финансовых рынках и коллапса индустрии международных авиаперевозок и туризма), а также падение внутреннего производства, связанное с вводимыми ограничениями на деятельность отдельных предприятий и общим снижением спроса вследствие сокращения доходов населения и бизнеса, приведут к спаду отечественной экономики, что неминуемо отрицательно скажется на бюджетных доходах. В этой связи, Председатель Правительства России Михаил Мишустин на прошедшей 8 апреля в режиме видеоконференции встрече с руководством фракции ЛДПР в Государственной Думе обратил внимание депутатов на то, что уже в этом году из-за «коронакризиса» бюджетная система недополучит значительную часть как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов. «Это будет очень серьёзный удар по бюджету, и нам нужно всё объективно спланировать, чтобы и решить задачу обеспечения всех бюджетов - региональных, местных и федерального, и помочь бизнесу» - подчеркнул премьер.

Второй фактор, который усугубляет ситуацию с обеспечением бюджетной сбалансированности - это необходимость дополнительных бюджетных расходов для того, чтобы поддержать население и бизнес в сложившейся непростой экономической ситуации. Как отметил председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин на совещании президента с членами правительства, «можно ожидать, что в достаточно умеренном даже варианте падение ВВП может составить в этом году существенную величину - от трёх до пяти процентов, а может быть похожей ситуация, как было в 2009 году, когда ВВП упал почти на восемь процентов». В результате, полагает руководитель Счетной палаты, даже если ВВП будет падать не так глубоко, как в 2009 году, скорее всего, потребуется общий объём бюджетной поддержки антикризисных мер от пяти процентов ВВП и выше (в 2009 году она составила 10% ВВП).

По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Владимира Тишаева, перечисленные вызовы не означают, что нас ждет разбалансировка бюджетных отношений по примеру 90-х годов прошлого века, когда бюджетные обязательства месяцами, а то и годами не исполнялись, а бюджетных средств не хватало на самые необходимые нужды. Сейчас наша бюджетная система готова «держать удар» значительно лучше, чем в 90-е, в 2008-2009 и 2014-2015 годах, полагает эксперт. Накоплена значительная «подушка безопасности» в виде ликвидной части Фонда национального благосостояния (около 10% ВВП с учетом еще не перечисленных со спецсчетов средств), к которой нет необходимости прибегать при мировой цене на нефть «Юралс» выше 42$ за баррель. К тому же, часть недополучаемых нефтегазовых доходов компенсируется при более слабом курсе рубля (заложенный в федеральный закон о бюджете курс на 2020 год - 65,7 руб. за $). Все это отнюдь не означает, что удастся обойтись без оптимизации ранее утвержденных бюджетных расходов при четком понимании, что приоритетами должны оставаться социальные обязательства государства, оборона и безопасность страны, и расходы, стимулирующие скорейший выход экономики из кризисной ситуации.

18 апреля 2020 17:52
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~rdPVh
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости