Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Афанасий Фет - один из интереснейших русских поэтов

Вся его жизнь соткана из полюсов и противоречий, каждая его строка - сияние гармонии.

Он стал известен своей поэзией под фамилией Фет, но первые 14 лет и последние 19 официально носил фамилию Шеншин. Он почти десять лет отдал военной службе, в нём уживался утончённый поэт-лирик и расчётливый, деловой помещик. Его можно открывать и открывать.

Афанасий Фет приходит в нашу жизнь в раннем детстве стихотворением «Мама, глянь-ка из окошка…» или «Уж верба вся пушистая…» и остаётся навсегда. Мы можем забыть его имя, но многие его строчки живут в нашей душе и вспыхивают в сознании как путеводные звёзды в разные периоды жизни.

В Музее писателей-орловцев есть зал, посвящённый Афанасию Фету. О нём, его экспонатах и самом поэте мы беседуем с заведующей Музеем писателей-орловцев Ларисой Маричевой.

- Лариса Михайловна, Музей писателей-орловцев объединил много славных имён. Не затерялся ли среди них Афанасий Фет? Сразу ли он вошёл в когорту музейных звёзд первой величины?

- Когда в 1957 году открывался Музей писателей-орловцев, то Фета в экспозиции не было, хотя в фондах имелось много вещей поэта. Правда, к юбилейным датам открывались посвящённые ему выставки. Возможно, в советское время Фет с его мыслями о вечном был не ко времени. Да ещё и помещик…

- Приходя в музей, словно попадаешь в другое время…

- Наверное, ценность фетовского зала, да и всего музея в том, что комната не загромождена стеклянными витринами. Они, конечно, имеют свою ценность, потому что в них можно поместить рукописи, к которым нельзя притрагиваться. Но у нас витрин в залах нет. Сначала мне казалось, что это неправильно, потому что многое не можем показать, а теперь, когда видишь, как воспринимают экспозицию экскурсанты, с каким интересом и вниманием они рассматривают фетовскую комнату, понимаешь, что это правильно: современные витрины разрушили бы атмосферу подлинности, которая есть в этой комнате.

- Какие экспонаты наиболее интересны?

- В музее много интересных предметов фетовской мебели. Но одна вещь как-то особенно притягивает - это жардиньерка, подставка для цветов. И именно в поисках этого предмета проходят квесты для детей: они ходят по музею и в это время знакомятся со всеми его залами, писателями, экспонатами, в конечном итоге находя этот красивый предмет. Он всегда всем нравится.

Обращает на себя внимание также зеркало, под которым как раз стоит эта жардиньерка. Зеркало действительно великолепное, дворцового стиля, было передано в музей в 1918 году, когда владельцы дома Галаховы покидали его. Когда представляешь, что в это зеркало смотрелся сам поэт, возникает ощущение, что там запечатлён его образ, осталась частица его самого. Ведь говорят же, что зеркала обладают магией.

Портрет Фета - это хорошая копия с картины Ильи Репина…

- Лариса Михайловна, что для вас Фет? В чём его особенность?

- Что Фет - великий русский поэт и потрясающий лирик, это не подлежит даже обсуждению. Но что он для широких масс всё-таки не предназначен - это однозначно. Он и сам понимал, что является элитарным поэтом. Чтобы чувствовать Фета, надо быть настроенным на его волну. Вот как поэты Серебряного века - далеко не все их воспринимают. Многим близка муза того же Некрасова, более социальная, конкретизированная. А у Фета всё идёт через красоту, которую он понимал в широком смысле слова. Для него красота - не внешняя красивость, а внутреннее содержание. Как поставил вопрос Николай Заболоцкий о том, что такое красота: «...сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?». Вот этот огонь всегда мерцает у Фета.

- Как относились к Фету современники и другие классики?

- Те же Тургенев или Толстой понимали, что у Фета есть дерзость - великая лирическая дерзость. При этом они далеко не всё до конца прочувствовали. Может быть, поэтому Тургенев редактировал Фета, старался его представить с правильным русским языком. Фет, хотя и соглашался с его редакцией, но при этом чувствовал, что после такой редакции выходило не совсем то, что он хотел сказать. Он говорил о своём сборнике стихов 1856 года, что тот вышел насколько очищенным, настолько и искажённым. В ту пору все привыкли к пушкинской ясности в творчестве. А у Фета что? «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья… » Во всём стихотворении ни одного глагола. Против всех правил написанные строки. Это сейчас мы пониманием, какая в этом лирическая дерзость.

Наверное, лучше всех из современников понял Фета Алексей Константинович Толстой. Он считал его поэтом «единственным в своём роде, не имеющим равного себе ни в одной литературе». Говорил, что он «намного выше своего времени, не сумевшего его оценить». Он понимал, что Фет - поэт будущего, что на его стихах будут учиться. Алексей Толстой как-то вспоминал, как однажды с женой они смотрели, кто из современных поэтов останется и кто забудется. И когда речь зашла о Фете, они в один голос воскликнули: «Останется, останется навсегда!»

- Вы написали труд об Афанасии Фете, который недавно издан. Расскажите немного об этом.

- Я назвала книгу «Всё милое воскресло предо мной». Мне интересно было работать над ней, описывать орловские места, связанные с именем писателя, которые он посещал и которые в той или иной степени нашли отражение в его воспоминаниях. Всегда хочется понять, что стоит за словом «земляк»: родился, а потом родители увезли, как ту же Анну Керн, и больше она в Орле никогда не была или земляк, который по-настоящему жил на нашей земле? Если брать Фета, он жил практически безвыездно почти 14 лет на орловской земле в начале жизни, а потом 17 лет, когда купил имение Степановку. Он лично занимался хозяйством и заявил о себе как успешный фермер и не менее успешный мировой судья… Фет внёс значительный вклад в благоустройство Орловщины во время реформ - в такое сложное время, когда многие, наоборот, стремились быть где-то поближе к губернатору или к тем местам, где можно было заработать. А он сел на безлесую, безводную землю и стал заниматься хозяйством. Он вообще был человеком талантливым - и как поэт, и как хозяйственник, и как философ. Он писал очерки из деревни, рассказывая о том, что нужно, чтобы Россия выбралась из нищеты, стала процветающей страной.

Как охарактеризовал его И.С. Тургенев, Фет «деятелен и последователен при всей поэтической безалаберщине». А Блок писал: «В стихах пленительных твоих я пью и счастье, и страданье…» Это, так сказать, юношеские впечатления. А позднее он скажет, что исчерпать Фета - это значило бы исчерпывать неисчерпываемое. Андрей Белый рассказывал, что фетовский двухтомник, вышедший в 1863 году, он читал, забравшись на высокую берёзу, и просто упивался его стихами.

- Чтобы быть ближе к природе?

- Фет очень любил природу. О чём он вообще писал? О любви, о природе и красоте. В его поэзию как бы вплетались ещё музыка и живопись. Во многих его стихах природа одушевлена. У него розы и шепчут, и плачут. Всё очень красиво и музыкально. Тот же Чайковский отмечал, что Фет выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в область музыки.

- На орловской земле много лет отмечается Фетовский праздник…

- Фетовский праздник начался с 1976 года. Тут надо сказать спасибо орловскому поэту Василию Катанову, он был одним из тех, кто приложил руку к тому, чтобы был такой праздник. Началось всё с Орла, Новосёлок, потом много лет был в Степановке, ну а теперь давно уже проходит в Клеймёнове, где восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. И только пандемия в этом году помешала доброй традиции Фетовского праздника. А пока мы готовим ролики, выкладываем на музейном сайте и в соцсетях информацию о поэте, участвуем в конференциях. Жаль, что 200-летие со дня рождения поэта выпало на период пандемии… Но разве это может помешать читать его прекрасные произведения, полные света и любви?

Автор: Анжела Сазонова
5 Декабря 2020 08:40
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~zn0JQ
Комментарии


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Актуальное видео
06.09.2021 11:09:00
10
Наш паблик

Архив газет