Международное общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк» направлено на сохранение личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников - ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагеря, блокадников, детей войны. С каждым годом народное движение разрастается и обретает всё больший вес.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного ко Дню Победы.
На сайте ВЦИОМ были опубликованы данные по результатам опроса россиян, которые показали, что в этом году каждый пятый россиянин запланировал поздравить ветеранов Великой Отечественной войны (20%), а каждый второй - принять участие в праздничных торжествах (48%). Акция «Бессмертный полк», проходящая 9 мая, приобрела широчайшую известность. С каждым годом растёт количество участников акции, в 2019 году 30% респондентов сообщили, что слышали и принимали участие в ней (против 27% в 2018 г. и 24% - в 2017 г.). К проведению акции «Бессмертный полк» положительно относятся 95 процентов россиян, отрицательно - лишь четыре процента. Затруднился ответить один процент респондентов.
У россиян акция «Бессмертный полк» вызывает такие эмоции, как гордость за своих отцов и дедов, за страну, а также воспоминания о них и желание позаботиться о ветеранах. Акция, как и сам праздник, у граждан пробуждает неоднозначные чувства: боли и грусти (11%), радости и счастья (10%).
Россияне считают, что благодаря параду Победы история страны и память о подвиге не забываются (36%), к тому же это дань памяти павшим и знак благодарности предкам (30%). По мнению граждан, торжество помогает воспитывать патриотизм у молодого поколения, а также даёт возможность продемонстрировать военную мощь страны (по 17%).
Данные исследования комментирует кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Татьяна Игнатова: «Полученные данные показывают, что для большинства опрошенных россиян День Победы - это праздник, вызывающий гордость за страну, одновременно олицетворяющий радость победы и грусть потерь. Ежегодная акция «Бессмертный полк» рассматривается как дань памяти предков. Она проводится не только в России, но и во многих других странах. Эта акция очень важна для всех поколений. Она несет в себе историческую память о тех событиях военных лет, которые нельзя забыть. Сохранение в каждой семье личной памяти о поколении, прошедшем через войну, является главной составляющей участия в акции «Бессмертный полк»».