Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Банкротство предприятия. Кто защитит права работников?

В период неустойчивости экономики и нестабильности внешних условий проблемы банкротства предприятий становятся все более актуальными.

Это подтверждает решение Правительства Российской Федерации ввести с 1 апреля 2022 года полугодовой мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (за исключением застройщиков, ранее включенных в единый реестр проблемных объектов).

Это уже второй мораторий, вводимый на фоне неопределенности экономической ситуации в стране и в мире. Ранее действовавший мораторий на подачу кредиторами заявлений о несостоятельности компаний и предпринимателей из пострадавших от пандемии COVID-19 отраслей был снят 7 января 2021 года и способствовал, как считают специалисты, снижению числа банкротств в 2020 году. Мораторий также позволил снять излишнее напряжение и в сложной ситуации обеспечил сохранение стабильности функционирования национального бизнеса. В результате, как следует из сообщений арбитражных управляющих в Федресурсе (fedresurs.ru), в первом квартале 2022 года количество корпоративных банкротств выросло лишь на 6,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (до 2544 случаев). При этом рост количества корпоративных банкротств в начале 2022 года продолжает тенденцию прошлого года, а абсолютное число решений о несостоятельности все еще ниже доковидного уровня.

Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирина Голайдо отмечает, что при оценке данной проблемы необходимо учитывать рост объемов требований кредиторов второй очереди (включая требования по заработной плате и выходным пособиям) по завершенным делам о банкротстве. Так, по данным за 2019-2021 годы, опубликованным АО «Интерфакс» в Федресурсе о сводных результатах процедур, применявшихся в деле о банкротстве на основе обработки сведений из опубликованных отчетов арбитражных управляющих, общая сумма требований второй очереди, включенных в реестр требований кредиторов, демонстрировала явную негативную тенденцию роста их объемов, а в 2021 году процент удовлетворения требований снизился до предельно низкого уровня и не достиг даже 10%. В среднем за анализируемый период удовлетворено порядка 11% требований кредиторов второй очереди.

Все это подтверждает необходимость поиска путей и возможностей повышения эффективности защиты и гарантирования прав работников на заработную плату в случае банкротства нанимателя, поскольку именно работники считаются наиболее уязвимыми кредиторами в процедурах банкротства. Они не только зачастую не могут организованно отстоять свои экономические интересы, но и потеряв в результате банкротства основной и единственный источник средств к существованию в виде заработной платы, неизбежно сталкиваются с ухудшением условий жизни и утратой части своих прав.

В Российской Федерации решением обозначенной проблемы могло бы стать создание специализированной государственной корпорации (по аналогии, например, с Агентством по страхованию вкладов (АСВ)), выполняющей функции гарантийного фонда, правовая форма которой определена Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Госкорпорация, в отличие от открытого акционерного общества с преобладающим государственным участием, не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда.

Кроме того, к госкорпорации не будут предъявляться специальные требования по формированию страховых резервов, которые в обязательном порядке формируют страховщики, осуществляющие деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 (ред. от 01.04.2022) «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Это позволит снизить расходы на финансирование деятельности специализированной государственной корпорации, избежать обязательного ежегодного актуарного оценивания ответственным актуарием, соблюдения положения об оценке страховых рисков и управлении ими, выполнения требований к величине собственных средств (капитала) и других условий обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика.

Таким образом, в Российской Федерации, исходя из реальных экономических условий, обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности, и, в частности, в случае недостаточности имущества должника, признанного банкротом, могли бы стать гарантийные организации (фонды), в т.ч. создаваемые в форме специализированной государственной корпорации.


1 августа 2022 11:05
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~6K8IR
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости