На смену советской системе образования, включающей пятилетний специалитет, пришел европейский вариант образования, состоящий из четырех лет бакалавриата и двух лет магистратуры. Третьей ступенью высшего образования в европейских странах выступала докторантура, а России - аспирантура, поскольку докторская степень у нас присуждается после степени кандидата наук.
Слом старой системы образования делался с благой целью - стать частью европейского образовательного пространства, в котором дипломы российских высших учебных заведений признавались бы наравне с западными. На деле, интегрирования России в Болонский образовательный процесс не произошло: выпускники российских вузов испытывали значительные сложности с признанием своих дипломов.
Критические замечания в адрес Болонской системы в России появлялись регулярно, обвиняя ее в снижении качества высшего образования. Не все студенты после окончания обучения в бакалавриате идут в магистратуру, ведь это необязательно. В связи с чем, критики Болонской системы утверждали, что четырех лет обучения недостаточно для получения полноценного и качественного образования.
После выхода нашей страны из Болонского процесса, остро стал вопрос о новом векторе развития системы высшего образования. Россия сейчас испытывает масштабное санкционное давление во всех сферах, в связи с чем, пересмотр системы высшего образования становится приоритетным направлением.
Сохраняя двухуровневую систему подготовки кадров, следует обеспечить непрерывность обучения, сочетая как уже привычные бакалавриат и магистратуру, так и другие комбинации: специалитет и магистратура или специалитет и аспирантура. При этом основное внимание должно уделяться качеству подготовки выпускников вузов, развитию в них способности принимать самостоятельные решения. Следует учесть ошибки прошлого, делая упор на консолидацию с производственным сектором, учитывая интересы и требования работодателей. Кроме того, необходимо сокращать разрыв в уровне подготовки в столице и регионах, повышать академическую мобильность студентов и преподавателей, как в стране, так и за ее пределами, развивать межуниверситетское сотрудничество.
Как считает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Наталья Сучкова, отход от Болонской системы высшего образования в нашей стране следует проводить пошагово, не допуская резких кардинальных изменений. Необходимо выбрать лучшее из традиционной и европейской систем высшего образования, чтобы в итоге получилась гибридная структура, сочетающая в себе фундаментальные основы и новейшие тенденции в образовании.