Затем на различных площадках последовала довольно продолжительная экспертная дискуссия о положительных и отрицательных изменениях в системе российского образования, которые стали результатом ратификации Болонской декларации.
Напомним, что Болонским процессом принято называть выстраивание системы национального образования, ориентированного на обеспечение сопоставимости стандартов и квалификаций высшего образования. В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу, и началось постепенное сближение национальной системы образования и европейской. Её результатом стало формирование двухуровневого образования: постепенно большинство образовательных программ стали реализовываться как программы бакалавриата и программы магистратуры.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Оксаны Малаховой, стоит отметить важность стратегического решения, связанного с продолжением реализации ряда образовательных программ в рамках специалитета. Это коснулось в основном программ, ориентированных на подготовку кадров для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, информационной безопасности, ядерной энергетики и технологий, медицины и ряда творческих групп специальностей. В настоящее время в российских вузах реализуется образовательный процесс по 94 специальностям высшего образования.
Самым большим опасением сторонников болонского процесса является несопоставимость уровней образования и сложность у иностранных работодателей в понимании места специалитета в системе международной рамки квалификаций. Однако этот аргумент является в некоторой мере лукавством. По мнению Оксаны Малаховой, именно на технических и медицинских специальностях готовятся кадры, которые традиционно востребованы за рубежом и именно на эти программы ежегодно осуществляется самый большой прием иностранных граждан. Востребованность образования и выпускников традиционной для России программы специалитета не создаёт трудностей для их взаимного признания и нострификации за рубежом.