Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Борис Шпитальный - крёстный небесных снайперов

В честь 120-летия ведущего конструктора пушек и пулемётов ВВС СССР, Героя соцтруда, лауреата двух Сталинских премий 1-й степени.

Ростов-на-Дону, область Войска Донского Российской Империи дали на пользу Отечеству множество блистательных личностей во всех сферах жизни. Могучий порт и машиностроитель, град, крещёный в честь заслуг митрополита Дмитрия Ростовского, явился первыми ступенями судьбы сына механика Гавриила - Бори, родившегося здесь 25 июля (7 августа) 1902 года.

После Русско-Японской войны и «Кровавого Воскресенья» он уехал «искать счастья» в столице монархии. Проявил способности в ходе обучения в Комиссаровском техучилище. На фоне повальной неграмотности и забитости рабочих и крестьян, юноша устроился поближе к паровозам. Пережил лиха в Гражданскую, будучи «правой рукой» машиниста, почти как в х/ф «Хлеб, золото, наган»…

В первые мирные годы становления Страны Советов Шпитальный прошёл сквозь «гайки», «шурупы», «домкраты» и прочее хозяйство известного вагоностроительного предприятия в Мытищах. Оттуда, увлёкшись гидравликой, перевёлся в спецлабораторию Тимирязевской сельхозакадемии. В 21 год будущий орудийных дел Мастер, помимо работы, «грыз гранит» знаний в ведущем механическом институте столицы: штудировал теорию и практику авиамашиностроения. Окончив его в 1927-м - нашёл себя в союзе с единомышленниками в престижном НАМИ, обрёл серьёзный опыт работы с иностранными и отечественными моторами.

На рубеже десятилетия в дружеском соавторстве с И.А. Комарицким товарищ Шпитальный изобрёл «чудо-пулемёт» для ВВС РККА - 7,62-мм ШКАС (по именам создателей - авиационный скорострельный). Исторический пулемёт «родился» в оружейной Туле под лидерством главы заводского КБ Павла Третьякова и, к чести производителей «красного» стрелкового оружия, пережил «тираж» 110 тысяч экземпляров в темпе «Сталинских пятилеток» за семь лет (до начала «Битвы за Англию»).

Авантюрно-преступный, античеловечный гитлеризм, Вооружённые Силы Италии, Испании, Японии уже ковали массовое оружие грядущей Второй Мировой, когда ростовский «Левша» возглавил Тульское ОКБ-15, специализирующееся на вооружении всех типов боевых самолётов. Буквально с ходу, учитывая успешность ШКАСов, разрабатываются и внедряются в серию его крыльевая и турельная модификации. Это сыграло значительную роль в обеспечении Краснозвёздных ВВС накануне конфликтов в Испании, Китае, у Хасана и Халхин-Гола, в «незнаменитой» войне с Финляндией и на сверхтрагичном этапе Великой Отечественной в зловещем 1941-м...

За семь лет до незабываемого Горя миллионов сограждан - Борис Гавриилович, поддержавший коллегу С.А. Ярцева (которому предстоит создать легендарную авиапушку для штурмовиков «Ил-2» с А.А. Волковым), был назначен руководителем Спецопытного КБ оружейников под номером 16.

Проектирование новой и модифицирование проверенной авиатехники подразумевали контакты творцов с металлургами, авиаконструкторами, наркоматами, смежными производствами, с их изобретателями-рационализаторами. Пришла пора защищать лётчиков и моторы бронёй. Настало время внедрения цельнометаллических и смешанных конструкций планёров и самолётов. Резко изменились требования времени и военных к скорострельности, взаимозаменяемости, живучести, к упрощению обслуживания борт-оружия крылатых машин. В неусыпной борьбе за скорострельность и важность увеличения калибра пули Шпитальный сошёлся с «Королём истребителей», нашим земляком Поликарповым. Разумеется, выпускник ММИ им. М.В. Ломоносова был знаком «на ты» с двигателистами, выдающимися мотористами пролетарской эпохи: Н.Р. Бриллингом, А.А. Микулиным, К.В. Минкером, В.Я. Климовым, А.Н. Рафаэлянцем, Ф.Я. Концевичем, А.Д. Швецовым, С.А. Косбергом, А.Н. Пономарёвым. Конечно же, был наслышан об успехах и фиаско С.К. Туманского, В.А. Добрынина, А.А. Бессонова, И.Ш. Неймана, Д.П. Островского, К.И. Страховича, А.С. Назарова, В.А. Доллежаля…

Теперь первопроходцу было не до воспоминаний про рыбалку на Дону, про крепость на его берегу, тем более не до забот завода «Красный Аксай». Требовалось перевооружить не только родные ВВС, но и усовершенствовать стрелково-пушечные арсеналы ПВО, участвовать в разработке-конкурсе малокалиберных пушек для танкистов и авиаторов, учитывать новинки отрасли за кордоном.

Зенитное автоматическое 37-мм орудие Б.Г. Шпитального и его соратников по «Калининскому» заводу №8, планировалось под Т-26 и на базе авто. Постановление Совета Труда и Обороны, хотя были построены 20 образцов первой серии, аннулировалось неудачными испытаниями, сорвавшими выход системы на конвейер.

«УльтраШКАС» весны 1937-го, спроектированный в паре с Иринархом Комарицким на «фундаменте» предшественника, обладал скорострельностью, убойной для того времени - до 3 тысяч выстрелов в минуту. К сожалению соавторов, в погоне за результативностью утратилась надёжность нового «сверхскорострела». Вирус дефектологии при изготовлении «УльтраШКАСа» оказался неустранимым. Поэтому пулемёт мелкосерийно собирался до Трагедии XX века - 1939-го...

Тем не менее, в середине 30-х годов, задел Шпитального Б.Г. лёг канвой механической спарки ШКАС. Ведущим профессионалам ПКБ Тульского оружейного - К. Рудневу, В. Полюбину, А.Троненкову удалось добиться скорострельности МСШ, в диапазоне 3-4 тысячи выстрелов за одну минуту. При стрельбе из спарки энергия пороховых газов одного пулемёта срабатывала на возвратное движение частей второго, чем, при последующей модернизации, коллеги обеспечили ритм стрельбы 6000-6400 в/мин! Осенью 1936-го прошли успешные испытания новинки. С лета следующего года мехспарка ШКАС стала важной «деталью» бомберов, бронепоездов, торпедных катеров, на шасси грузовиков «ГАЗа» и «ЗиСа».

Параллельно с упомянутыми событиями и серийным выпуском МСШ, Борис Гавриилович патронировал совместные изыскания с талантливым С.В. Владимировым - крупнокалиберный 12,7-мм авиапулемёт ШВАК и одноимённую 20-мм авиапушку (на основе ШКАС). Данные образцы, их улучшенные варианты  оказались массово-победоносными мечами возмездия ВВС СССР по германским и японским агрессорам, ибо стояли на борту тысяч бомберов, штурмовиков, истребителей, на танках Н.А. Астрова - Т-60. Семён Владимирович, ветеран Тульского оружейного, автор треножного станка под «Максим», позже - 14,5-мм КПВ, сподвиг знаменитого пушкаря А.Э. Нудельмана к рождению танковой ШВАК - ТНШ-1. Подробности их проектирования, испытаний, доводки, боевого применения в различных версиях, взамен устаревшего 12-мм ДШК - отдельный, весьма не простой рассказ (см.книгу авторов «Танки в крови»)…

Вслед за Николаем Поликарповым, с которым Борис крепко дружил и не раз «вечерил» на Пионерском переулке Москвы, он заслужил от народа, ВКП(б) и, конечно же, от Сталина И.В., «Золотую Звезду» Героя Соцтруда №5, 28 октября 1940 года. Принимая во внимание значимость трудов Шпитального Б.Г., его удостоили Сталинской премией в 1941-м и в 1942-м гг. (дважды 1-й степени).

За дар изобретения новых типов авиавооружения «сталинских соколов», конструктор награждался двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, а также орденами Суворова II степени, Кутузова I степени, Красной Звезды, многими почётными и памятными медалями.

Он переживал, что плавающей амфибии Т-38 не довелось выйти с его пушкой в массовку БТТ, однако оставался максимально занят разработкой авиапушек Ш-20 и Ш-23, призванных сменить ранние ШВАКи. Радовался тому, что сотни Т-60 громят оккупантов, их сателлитов и приспешников, снаряжённые ТНШ со стволами длиной 82,4 калибра. Перспективная Ш-20 обогнала по ТТХ аналоги С.В. Владимирова и М.Е. Березина (В-20 и Б-20). Как более лёгкую, eё рекомендовали испытавшие пушку пилоты для летающих «танков» и тяжёлых истребителей С.В. Ильюшина.

Попытка главпоставщика воздушных снайперов сделать «двадцатку» более скорострельной потерпела фиаско по ряду причин, независящих от служащих ОКБ-15. Шла жесточайшая война в истории Человечества. По аналогии с Н.Н. Поликарповым, не сумевшим вывести пушечный И-185 в небо Великой Отечественной из-за проблем эвакуации, моторостроения и прочих структур военпромышленности СССР, из-за сроков освоения на производстве отдали предпочтение скорострельной Б-20 Михаила Евгеньевича...

Несмотря на многократные обращения автора «величественной симфонии огня» (по меткому выражению Поликарпова Н.Н.) к вездесущему наркому авиапромышленности тов. Шахурину А.И., «приказала долго жить» и Ш-23. Она вполне отвечала требованиям к новейшим бомбовозам конструкции А.Н. Туполева, В.М. Мясищева, могла пригодиться на летательных аппаратах ВМФ и новом поколении истребителей С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и М.И. Гуревича, того же Н.Н. Поликарпова, многоуважаемых А.С. Яковлева и П.О. Сухого. УВЫ...

Обижаться на «недалёкость» военных (тем более - штабистов) не имело смысла, поскольку недавно Борис вёл проектирование авиапушек Ш-37 и Ш-45 (цифра - калибр орудий). В далёком Ташкенте, на пике довоенных всесоюзных репрессий, Гавриилович «подвёл» первую под многообещавший проект поликарповцев и завода №84 - воздушный истребитель танков во 2-й версии. Аварийность машины, отсутствие надлежащей по мощности силовой установки для двухмоторного штурмовика Н.Н. Поликарпова, его принципиальность в союзе с Б.Г. Шпитальным, невинные жертвы «троек» и ГУЛАГа наложили нездоровый отпечаток на создателей, «заморозив» их творения...

К славе и чести тульских оружейников, всё-таки собрали и отправили воевать на фронты 236 «37-х», со Знаком качества предприятия № 4. Ныне запамятовали выручательство первых «ЛаГГов» С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова 37-мм орудиями Б.Г. Шпитального в аде 1941-го. Не снимают киношедевры «звёзды» синема про мотор-пушки юбиляра, - МПШ-37, рвавших экспертов и юнцов Люфтваффе, благодаря героическим пилотажникам и снайперам на Як-7. По-хорошему досталось от Шпитального и Сергею Владимировичу Ильюшину: часть броневых штурмовиков несла на борту грозные ШФК-37 в подкрыльевых баках...

По мемуарам очевидцев и произведениям авиаисториков, нарком вооружении Б.Л. Ванников настоял на сравнительной «дрессировке» старой и новой «37-х» (от ОКБ-15 и ОКБ-16) на «Буратино» (ЛаГГ-3), в начале сентября 1942 года. Первую пушку словно сглазили трижды. А вот НС-37 завоевала право выпуска серийно, укрепив дуэт Александра Нудельмана и его тёзки Суранова.

Вождь народов, ВКП(б), ГКО СССР, опекавшие оружейников, не оставят их в «эгоистической самовлюблённости», заказав, посредством конкурсного соцсоревнования, новейшую 45-мм авиапушку обоим названным ОКБ, в середине лета 1943-го. В «поединке» с конкурентами «сорокопятка» Шпитального Б.Г., рождённая по эталону «37-й» и «отредактированная» на «ЛаГГ-3» в небе и на земле, проиграла из-за ненадёжности, уступив пальму первенства принятым на вооружение НС-37 и НС-45, разработанным в ОКБ-16.

Волевая целеустремлённость, самосжигающий КПД, яркая напористость Бориса Гаврииловича подтвердятся в 1944-м, когда под его предводительством появились первые наброски-чертежи сверхмощной скорострельной Ш-57. Творец и его окружение планировали на ней применение разнотипных снарядов, с учётом разного предназначения в боевой обстановке. В тот год скоропостижно ушёл в мир иной его большой друг, неутомимый приверженец пушечных, в том числе высотных истребителей, Николай Поликарпов. Знаем, на Шпитального и многих, причастных к ВВС и ГВФ, ОСОАВИАХИМу и НЛБА смерть «Короля» подействовала достаточно сильно. Может быть, но не факт (а Борис мечтал, чтобы его пушки стояли на машинах Поликарпова), потеря товарища аукнулась на испытаниях Ш-57: она не пойдёт в серию…

В конце 40-х профессор оружейных наук готовил младую поросль инженерии. В Год Всесоюзного Траура - 1953-м - преподавал и позже продолжил обучать «уму-разуму» студентов столичного института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии.

Через три года он заведовал кафедрой техдисциплин и кафедрой технологии ключевых отраслей промышленности Всероссийского финансово-экономического заочного института. На реактивном «вираже» Авиалетописи Отчизны его вновь обошёл «Маэстро» А.Э. Нудельман, вооруживший НС-57 дебютные партии стремительных МиГ-9.

Доктор технических наук, защитившийся трудом и прозрением за год до Великой войны с «Осью» Зла - Почётный донской ростовец, замечательный гражданин Государства рабочих и крестьян ещё послужил ему во главе кафедры экономики промышленности в ВЗФЭИ, вплоть до конца 60-х годов.

Он тихо ушёл по февральской заверухе 1972-го, 6 числа, в Городе-Герое Москва, чуть-чуть не дотянув до своего 70-летнего юбилея со Дня рождения. Борис Гавриилович Шпитальный - «крёстный батя» выживших и павших великих и забытых лётчиков Родины, упокоился в колумбарии Новодевичьего кладбища, хотя в чёрном октябре 1941-го в «Вечерней Москве» подчеркнул: «Пушки идут в воздух!»

25 июля - 7 августа 2022 г., Первосалютный Орёл - Ростов-на-Дону - Москва - Орёл

Виктор Рассохин, Сергей Рассохин

* В очерке полностью сохранены авторские орфография и пунктуация. - Прим. ред.

20 июля 2022 15:48
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~vzwBa
Комментарии


Актуальное видео
07.05.2024 15:26:00
Международная премия #МЫВМЕСТЕ - поддержка лидеров социальных изменений
Наш паблик
Архив газет

Новости