Усложняющаяся геополитическая ситуация позволяет говорить о том, что активизация инвестиционной деятельности экономических агентов служит фундаментом сохранения национальной безопасности и отстаивания собственных интересов на мировой арене.
В этой связи в рамках Гайдаровского форума «Россия и мир: вызовы нового десятилетия», проводимого на базе РАНХиГС (г. Москва) 15-16 января 2020 г., отдельная дискуссионная площадка отведена обсуждению проблемы повышения инвестиционной привлекательности России и формированию экономики доверия.
В прошедшем году Россия продемонстрировала устойчивость национальной экономики к санкционному давлению и неустойчивости рынков развивающихся стран, колебанию цен на энергоресурсы, выступающих ведущим отечественным экспортным товаром.
В частности, в рейтинге DoingBusiness 2019 Всемирного банка Россия заняла 28 место в рейтинге «Легкость ведения бизнеса», опередив по уровню роста не только остальные страны БРИКС, но и многие европейские государства.
Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольга Попова подчеркивает, что в контексте предстоящей дискуссии ведущим моментом станет обсуждение уровня доверия населения и малого бизнеса, как ведущих потенциальных инвесторов, к государственным институтам. Эта проблема в России имеет двойственный характер.
С одной стороны, население стремится защитить свои сбережения посредством размещения временно свободных денежных средств в застрахованные депозиты коммерческих банков. В результате, только за 9 месяцев 2019 года объем вкладов физических лиц вырос на 891 млрд руб. (на 3,1%). По оценке Центрального банка России в отечественных банках хранится 29,4 триллиона рублей сбережений населения. Эти средства могли бы работать не только на национальную экономику, но и на пассивные доходы граждан. Однако негативный опыт начала 90-х годов, дефолта 1998 года, валютных катаклизмов 2014-2015 годов и экстренного повышения пенсионного возраста опустил уровень доверия населения к государственным институтам до критического уровня.
С другой стороны, недостаточность доходов населения и малого бизнеса снижают покупательную способность внутреннего рынка. Этот фактор сужает объем доступных инвестиций за счет внутренних источников. Учитывая негативное внутреннее окружение, выражающееся, в том числе, в агрессивных санкциях США (Северный поток - 2, американско-китайское торговое противостояние и т.д.), объем доступных временно свободных средств сокращается. Налоговые новации 2018-2019 гг. также действуют против мелких инвесторов и самозанятого населения.
И, наконец, повышающийся уровень концентрации бизнеса создает основу для монополизации ведущих отраслей российской экономики. И если до 2005 г. это касалось, главным образом, естественных монополий, курируемых государством (РАО «РЖД», РАО «ЕС», ОАО «Газпром» и т.д.), то сейчас в число монополий все увереннее входят сельскохозяйственные, торгово-промышленные и другие холдинги, в том числе зарегистрированные в зарубежных офшорах или в иностранных государствах. Такие компании не только вытесняют малый и средний бизнес из отечественной экономики, но и сокращают налоговые поступления в российскую казну.
Таким образом, потенциал развития российского рынка инвестиций за счет внешних источников устойчиво сокращается. Поэтому повышение доверия населения и бизнеса к отечественным государственным институтам, устойчивости правового поля, конвертации позиций рейтингов инвестиционной привлекательности в создание экономики доверия и устойчивого роста определяют тренды развития национальной экономики и ее конфигурации в глобальной экономике.