В эксклюзивном интервью «Орловской правде» Анатолий Федай рассказал, почему стал рисовать заброшенные двухэтажки и почему это возвращает его в детство.
- Анатолий, как ты узнал о конкурсе «Муза должна работать» и как выбирал работы для участия в нём?
- Всероссийский конкурс «Муза должна работать» уже в шестой раз организует музей современного искусства АРТМУЗА в Санкт-Петербурге. Я и раньше знал о нём, но про конкурсы как-то забываю… А тут решил принять участие, выслал в электронном виде работы и автобиографию. На первом этапе из 971 заявки было выбрано 57 участников, работы которых и представили на коллективной выставке в АРТМУЗЕ. Это молодые художники из СанктПетербурга, Москвы, Воронежа, Челябинска, Перми, Новосибирска, Екатеринбурга, Омска, Хабаровска, Владикавказа, Рязани, Уфы, Казани… Председатель жюри - Николай Блохин - член союза художников РФ, преподаватель кафедры рисунка Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Кстати, в юности я очень любил листать альбомы с его работами, а теперь вышло, что и он увидел мои работы, да ещё и так высоко оценил их.
Я решил представить на конкурс серию своих работ «Мусорный ветер». Всего их пять, сейчас работаю над шестой. Названием серия обязана не песне российской рок-группы «Крематорий», как думают многие, а одноимённой повести одного из моих любимых писателей Андрея Платонова. Созданием иллюстраций и макета к его повести «Котлован» я занимался весь дипломный год в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Скажу откровенно: первая же работа из этой серии вызвала большой интерес у зрителей. Почемуто эти заброшенные дома с пустыми глазницами окон и грязные дворики с покосившимися сарайчиками вызывали эмоции. Смею надеяться, что я сумел передать в них то, что вложил.
- Что это за двухэтажки, чем они так дороги тебе?
- Это дворики между улицами Привокзальной и Электровозной. Я родился и вырос в этом районе. Свою улицу детства, отрочества и юности, состоящую вот из таких домов-«времянок», я начал изображать ещё обучаясь в художественной школе. Потом, когда мы переехали в новостройку, часто приходил в эти заброшенные места. Здесь я вёл молчаливый диалог с уставшими и одинокими строениями, смотревшими на меня безмолвием своих пустых окон, - с ними я делился своими воспоминаниями детства - самом счастливом отрезке своей жизни, когда я был наполнен безусловной, чистой любовью к миру и мирозданию. Серия «Мусорный ветер» вызревала у меня постепенно и последовательно, это некая тоска по утерянному раю, фантомные боли. Ветер здесь вторгается в общий пейзаж в виде экспрессивных брызг тушью и уродливых образов поверх реалистического изображения. Это некие потоки информационной грязи, мусора, заполняющие жизненное пространство, которые при пассивном, бездумном их потреблении опустошают человека.
- В какой технике выполнены твои работы?
- По сути, это станковая графика. Я использовал уголь, мел, тушь и акриловые белила. Первые работы были без человеческих фигур, сейчас, в своей шестой работе, добавил обитателей тех дворов. Вот они - перед мрачными двухэтажками, у них тоже будто немой диалог. Ведь дома в моих работах - живые существа. Это что-то уходящее в прошлое, умирающая эпоха, моё детство. Признаюсь, именно ощущение детского восторга я и получаю, когда работаю. Работу над «Мусорным ветром» буду продолжать, в дальнейшем хочу несколько расширить её смысловую нагрузку. Пока секрета раскрывать не буду.
- Анатолий, как ты отреагировал на свою абсолютную победу?
- Честно, я не ожидал вообще никакого места, не то что Гран-при. Когда объявляли победителей, даже и не волновался. И вот вроде номинации и места закончились, и ведущий объявил, что сейчас скажет, кто же получил Гран-при, - и прозвучала моя фамилия.
Конечно, это знаковое и радостное событие для меня. Приятно, что именитые мастера оценили мои работы. Теперь буду готовиться к персональной выставке, что для меня как для молодого художника, конечно, важно. Вообще испытываешь необычные ощущения, когда выставляются твои работы, которые для меня как дети, частичка меня. И тут вдруг они на выставке, и ходят люди, смотрят, испытывают какие-то эмоции… Это очень сильный психологический опыт! Так что персональная выставка - лучший подарок для художника.
Справка
Анатолий Федай - неоднократный участник молодёжных художественных выставок в Москве, лауреат престижных конкурсов.
Учился в Орловском художественном училище и уже в годы учёбы выделялся особенной, оригинальной манерой письма.
После окончания училища поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова.
Сейчас работы Федая находятся в частных коллекциях России, Германии, Дании, Китая. Анатолий занимается живописью, графикой, художественной росписью стен, иллюстрирует книги. В знаменитой Суриковке Федай получил специальность именно «художник книги».