В частности, в «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р в качестве одного из приоритетов обновления содержания и технологий по направленностям дополнительного образования детей названы необходимость «создать условия для вовлечения детей в научную работу», содействие «формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления».
Эта работа ведется сразу в нескольких направлениях. Прежде всего, в рамках Концепции реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка». Он включает в себя создание центров «Дом научной коллаборации», кванториумов, IT-кубов; дальнейшее развитие центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
«Дом научной коллаборации» - это центры, создаваемые на базе вузов, которые предоставляют школьникам возможность получить опыт работы над научными задачами вместе с настоящими учеными и внести собственный вклад в проводимые исследования. Сегодня в России работают 30 домов научной коллаборации.
Развиваются сети центров дополнительного образования «Кванториум», «IT-куб» и «Точка роста».
Детские технопарки «Кванториум» - это уникальные площадки, на которых дети школьного возраста осваивают перспективные инженерные дисциплины, в том числе программирование, 3D-моделирование, нейротехнологии и многие другие, необходимые для воспитания нового поколения, способного обеспечить технологический прорыв. Сегодня в России работают 135 детских технопарков «Кванториум»; 145 школьных «Кванториумов»; 85 мобильных «Кванториумов». Ожидается, что до конца 2024 года их общее число превысит 500.
Функционирование центров цифрового образования «IT-куб» направлено на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий. По состоянию на конец 2023 года создано 261 таких центров.
Целями создания Центров «Точка роста» является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей. На базе сельских школ и школ малых городов создано 17 009 центров «Точка роста».
Расширение федеральной сети организаций дополнительного образования детей и активная поддержка развития региональных программ дополнительного образования привели к росту популярности дополнительных образовательных программ естественно-научной направленности (реализуется более 466,8 тыс. программ) и технической направленности (более 351,3 тыс. программ).
По данным подведомственного Минпросвещения России Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий (ВЦХТ), собирающего общую статистику развития системы дополнительного образования детей, в 2023/24 учебном году в России, охват детей дополнительным образованием по данным направлениям вырос за последний год более чем на 30% и составил более 2,8 миллиона детей, выбравших техническую направленность, более 2,9 миллиона детей - естественно-научную.
Согласно данным исследования, проведенного компанией «Профилум», 33% детей посещают технические кружки. Среди топовых направлений дополнительного образования для школьников в 2023 году называют программирование, робототехнику, создание сайтов, гейм-девелопмент, 3D-анимацию.