Душа на кончиках пальцев

В этой женщине всё восхищает. Она талантлива и обаятельна. У неё прекрасное чувство юмора. Она всегда красива. Как многие актрисы, следит за собой: причёска, макияж. У неё удивительно приятный голос, с таким редким в сегодняшние дни благородным тембром, и слушать её - одно удовольствие.

Душа на кончиках пальцев

Она предана своему театру и вместе с ним вот уже сорок четвёртый сезон. А на счету этой замечательной актрисы - более 250 ролей.

При всей уверенности, что Галина Владимировна непременно предстанет интересной, признаться, боялась, как пройдёт эта встреча. В зале библиотеки собрались старшеклассники и студенты, люди взрослые и, как водится, дерзкие. Но Самойлова с первых минут общения расположила аудиторию к себе. Она словно вытащила из нас, взрослых, нет, лучше сказать так: мягко, осторожно, с улыбкой вывела из душевных глубин того вечного ребёнка, что живёт в каждом из нас. И было сказочно приятно дружно, со всем залом смеяться. И была до слёз трогательна история рождения театра, которую поведала актриса.

Театр образовался в 1943 году, когда Орёл только что был освобождён от немцев. На стенах полуразрушенных домов появились скромные афиши, сообщавшие о том, что кукольный театр открывает свой первый сезон спектаклем «По щучьему велению». Галине Самойловой довелось работать с Ольгой Аболмазовой, той, что с несколькими другими девчонками, которых собирались угнать в Германию, решили сделать спектакль для детей Орла военного времени.

Костюмы для кукол перешивались из скромных платьев актрис. Представления зачастую давались под открытым небом или в помещениях, где из дыр в крышах падал снег. Спектакли игрались в сёлах и госпиталях. И солдаты, которые ещё недавно сражались в боях, не раз видели кровь и смерть, улыбались как дети, смотря на весёлых и живых кукол…

У Галины Самойловой талант не просто хорошо «играть» с куклой, а именно оживлять её. И дело не в опытности кукловода, который чётко передаёт пластику или дарит кукле характерный голос. Она словно вдыхает в неё душу, как ни пафосно это звучит. Как выразилась сама актриса, «душа словно устремляется в кончики пальцев и переходит в куклу».

А иногда за спектакль приходится выводить к зрителю несколько персонажей, каждый из которых со своим характером, голосом и пластикой. Например, в одном спектакле Галина Владимировна играла пять ролей: Бабу-Ягу, Красу, Няньку, Разбойника и Маленького Поросёнка.

А порой, наоборот, нужно впятером, целой дружной командой вести одну куклу, если она сложная. Ну например, жучок-паучок, у которого все лапки должны двигаться. Или если кукла исполняет танец, когда в движении задействовано всё - голова, туловище, руки, ноги, глаза… И тут важна слаженность. Кто-то один выбился из гармонии, и это сразу ощущается.

Галина Владимировна вспоминает тот волнительный момент, когда ей, молодой актрисе, первый раз доверили участвовать в спектакле. Она вела… силуэт из спектакля «Грабёж» по Лескову. Ночь, метель и силуэты героев вдали…

Но даже и в этом малюсеньком эпизоде нужно быть внимательным, строго держать уровень куклы и в то же время посматривать под ноги - мало ли что. Но самое удивительное лично для меня - как у актёров-кукольников хватает сил держать долго поднятыми руки? Вот сами попробуйте возьмите небольшую книжку или даже просто поднимите руку и подержите её вверху пару минут. А если больше? А если в руке кукла? У артистов есть свои хитрости. Они то быстренько перекладывают куклу из руки в руку, то встряхнут, то взмахнут рукой, и та успевает немного отдохнуть.

Куклы бывают разные, в том числе и низовые, марионетки например. Или планшетные, когда артист и кукла находятся на одном уровне.

- А вообще, куклы часто смотрят на нас сверху вниз, снисходительно, - признаётся актриса. - И приходится именно нам, людям, под них подстраиваться, вытаскивать из своей артистической копилки то, что подойдёт и понравится конкретно этому персонажу.

А в «копилку» Самойлова собирает не только артистический опыт, но и просто свои человеческие наблюдения. Порой, сидя на лавочке в сквере и смотря на проходящих мимо людей, она замечает интересную походку или забавную гримасу. Тут нужно уметь наблюдать и видеть, что, впрочем, является ценным качеством не только для артиста, но и для человека вообще.

Кто-то, возможно, думает, что артисты-кукольники - это словно «братья меньшие» в артистической среде. Мол, и зритель-то у них от трёх до пяти, что называется, и лица их часто скрыты за ширмой. Однако актёры кукольного театра, как и артисты живого плана, так же учат сценическое движение, так же владеют вокалом, обладают всеми теми же талантами. И нужно постоянно работать, чтобы быть в форме. А что касается зрителя…

- Нам достался самый лучший зритель - искренний, верящий, добрый! - с восхищением говорит Галина Самойлова. - Помню случай, когда на спектакль «Колобок», который игрался в Пасху, ребёнок принёс с собой кулич для лисы, чтобы та не ела колобка.

Вообще, кукольный театр - это сказочное место, где доброты и света так много, что мир представляется уже не таким унылым, холодным и злым. У входа в зрительный зал есть небольшая площадка с механическими шевелящимися куклами. Со своими любимцами - тремя медведями малыши делятся самым дорогим и…вкусным - конфетами или печеньями. А однажды работники театра обнаружили рядом с мишками детские носочки. И эти чистосердечные порывы вовсе не смешны, это - проявление того прекрасного и искреннего, что заложено в нас и что, увы, мы со временем часто теряем.

Галина Самойлова - счастливый человек. Она живёт и работает в поистине волшебном месте. Она и сама - добрая волшебница, умеющая перевоплощаться и этим отогревать и радовать сердца. Она обожает свою работу и признаётся, что если бы начинала жизнь сначала, ничего не стала бы в ней менять.

Автор: Анжела Сазонова
12 Октября 2019 09:38

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений