Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

«Душе моя, восстани, что спиши…»

Сразу за Прощёным воскресеньем, которое в этом году выпало на 14 марта, у православных христиан наступает главный из четырёх многодневных постов - Великий - и длится вместе со Страстной седмицей семь недель вплоть до Пасхи (в этом году - 2 мая).

О цели и смысле Великого поста рассказывает клирик храма Иверской иконы Божией матери кандидат богословия священник Максим Удовиченко.

- Отец Максим, ради чего постимся?

- Любой пост - это комплекс духовных, аскетических упражнений, который должен привести человека к определённой цели. Великий - подготовить нас к созерцанию страстей, смерти Христа, а самое главное - к Его Воскресению. Кроме того, одно из назначений поста - увидеть рядом с собой человека и научиться его любить.

- Почему важна подготовка?

- Если без настройки музыкального инструмента невозможно дальше играть, то без духовного настроя мы не сможем достичь духовной цели, к которой ведёт нас пост.

- Что же задаёт тон Великому посту?

- Всё начинается с подготовительных перед постом недель - о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о страшном суде. Общей темой этих недель является ваш ближний. Они задают нам цель - увидеть перед собой человека, понять, как вы ведёте себя с ним - уж не так ли, как фарисей по отношению к мытарю?

А далее - Великий покаянный канон Андрея Критского, читаемый первые четыре дня Великого поста на вечерних службах. В отличие от большинства молитв, в которых мы обращаемся к Богу, Божией Матери, святым, в этом каноне мы обращаемся к себе, к своей душе: «Душе моя, восстани, что спиши…» Великий покаянный канон на 40 дней поста задаёт тон, призывая обращать взгляд внутрь себя. В этом смысле пост можно назвать духовной диспансеризацией - мы ищем в себе недостатки, болезни духовные и пытаемся их исправить, вылечить. Чтобы как можно больше людей смогли посетить службы, когда читается Великий покаянный канон, начало вечерних богослужений переносится на час позже, с 17 на 18 часов.

- Отец Максим, тексты молитв можно назвать инструментом поста?

- Причём это первый инструмент: тексты молитв настраивают нас в богословском смысле. А второй - ограничение себя в разных сферах жизни. Это воздержание в пище, развлечениях, общении, словах - пост телесный, пост информационный, пост эмоциональный…

Воздержание нужно, чтобы наше время и наше внимание были направлены на созерцание Бога, на обращение к своей душе. Время - это ценный ресурс, и его необходимо где-то взять. Непосредственная задача воздержания - помочь нам сосредоточиться и освободить наше время. Поэтому вместо просмотра телевидения, пустых разговоров возьмите Евангелие, прочитайте Триодь постную, другие богослужебные тексты. Они есть и в интернете. Вначале, скорее всего, будет непонятно - посвятите время поиску разъяснений.

Спектр духовных упражнений, из которого можно выбрать подходящие для себя, многообразен. Например, если гневаетесь (очень часто водители к этому склонны), постарайтесь не раздражаться. Замечаете за собой, что не умеете благодарить - научитесь говорить спасибо за любую мелочь и т. д. Для страдающих чревоугодием, когда человек много ест или пристрастился к определённым продуктам, хорошо применить инструмент воздержания от пищи. Ограничения в пище также связаны с обуз­данием собственного эгоизма, с попыткой научиться делиться с ближним.

- И всё-таки при упоминании о посте у многих возникает вопрос: а что можно есть в пост?

- В документе нашей Церкви «Об участии верных в Евхаристии» мы встречаем упоминание о двух видах поста: собственно пост и говение. Пост - это полное воздержание от пищи, а при строгом - даже от воды, говение - это пост в форме воздержания от пищи животного происхождения. Постная пища - это простая пища. Градация продуктов - градация стоимости. Мясо «не грешнее» гречки, просто мясо всегда стоило дорого и было малодоступно.

И ещё, в Русской православной церкви нет абсолютного устава поста, где каждому было бы предписано, как поститься. Наш Типикон - книга, которая содержит устав о посте, является лишь ориентиром. Нам даётся перечень духовных, аскетических упражнений, из которых мы можем выбрать то, что нам подходит. Если сравнить пост с лечением, то мы все знаем, что при лечении врач нам назначает не все существующие лекарства, а выбирает конкретные - те, которые соответствуют заболеванию.

Так и при посте: из всего перечня выбираем нужное для нас. Ведь у каждого свои потребности духовные, свои духовные болезни. Но необходима рекомендация духовного наставника, который, как доктор, даст правильный совет. Ведь если мы начнём употреблять лекарства, которые нам не нужны, они могут нас убить. Так и чрезмерное увлечение аскетическими упражнениями может быть опасным.

- Отец Максим, вы говорили о 40 днях поста, когда мы обращаем внимание на себя, а дальше?

- Со Страстной седмицы тон молитв приобретает совершенно иной характер: если предыдущие 40 дней они носили покаянный характер, имеющий целью собственное изменение, то Страстная седмица - это другой пост, когда мы забываем о себе. Мы стоим рядом со Христом и видим, как Его предают, распинают, как Он воскресает. Далее в течение 40 дней Господь является Воскресшим Своим ученикам. После того как 40 дней мы были сосредоточены на себе, пытаясь победить собственный эгоизм, наступают 40 дней, когда наше внимание должно быть направлено на Христа. Необходимо попытаться с благодарностью осмыслить значение плодов страдания, смерти и воскресения Христа для собственной жизни. Смысл Великого поста в том, что он ведёт нас к победе над грехом и смертью, к Христову воскресению, которое является краеугольным камнем христианской веры.

Автор: Елена Николаева
13 марта 2021 09:25
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~vB34J
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости