И внезапно обнаружилось, что система, которую ранее было принято считать «консервативной», «малоподвижной», временами даже «реакционной», очень быстро, фактически на следующий день, ответила на внешний импульс и ушла в дистанционное обучение так, как будто всегда и жила в Сети, - отмечает эксперт кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Людмила Зубова.
Данное обстоятельство вряд ли удивляет педагогическое сообщество: дистанционное обучение всего лишь одна из миллиона педагогических методик-практик-технологий, которые применялись, применяются и будут применяться в системе образования, вне зависимости от сложившейся за ее пределами обстановки.
На самом деле сейчас обе стороны процесса - педагог и студент - оказались в ситуации, когда огромный спектр педагогических инструментов сузился фактически до единственно возможного (необходимого) - дистанционного обучения.
Очевидно, что оценить состоятельность подобной формы обучения еще предстоит специалистам в сфере организации образования - в первую очередь, а обществу в целом - во вторую. Ведь образование обладает в известном смысле «отложенным эффектом»: проверить обучающегося в контрольных точках можно в любую единицу времени, но для того, чтобы понять и оценить уровень образованности человека, потребуется период, выходящий за нормативные сроки обучения, сопоставимый фактически по продолжительности с самой жизнью.
Сейчас же, в известном смысле, возникает некая эйфория: вот он, найден универсальный инструмент, с помощью которого можно оптимизировать образование. Но - нет. В силу того, что образование не есть математическая сумма технологий и методик обучения, а система образования - всегда нечто большее, чем сумма её элементов, пусть и самых блестящих, передовых и современных.
Полученное образование формирует сознание человека, которое само по себе не является механической суммой знаний. И именно сознание, в конечном итоге, определяет модель поведения человека, его реакции и взаимодействие с окружающим миром, выраженную или не выраженную адаптивность к времени, в котором он живет.