Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Экспертиза и приемка - одна сторона двух медалей

Для обязательной экспертизы в закупках появились информативные и юридически значимые результаты правоприменительной практики.

Уже более года реализуется совместная инициатива Общероссийского народного фронта и Росаккредитации при поддержке Гильдии отечественных закупщиков. Перспективный пилотный проект подхватили более чем в 10 субъектах РФ. На этапе эксперимента он охватывает не всю номенклатуру товаров, а несколько направлений в социально значимых закупках. Характерно, что в разных регионах способы финансирования экспертизы и ее практические механизмы могут различаться. Тем не менее, для каждого отдельного случая существует общая инвариантная часть, которая может быть суммирована в виде единой правовой нормы. Недостаточное финансирование процесса экспертизы также приводит к многочисленным нарушениям и ошибкам. В большинстве случаев финансирования как такового нет. Если мы посмотрим Единую информационную систему закупок (ЕИС), то не обнаружим закупок экспертных услуг, кроме единичных случаев, связанных с оказанием специальных услуг в сфере строительства, например, - где экспертиза является непременным условием продолжения процесса. В рамках пилотного проекта по адаптации механизма обязательной экспертизы в регионах России было сформировано несколько предложений, как организовать финансирование данной услуги.

Предварительная оценка рынка показывает, что стоимость экспертизы, как правило, укладываются в суммы, допустимые для закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирины Ереминой, еще одной серьезной уязвимостью является отсутствие контроля за результатом исполнения контракта в общепринятых российских реалиях. Нет такой административно-хозяйственной этики. У заказчика обычно отсутствует такой функционал и такие специальные кадры. Если возникают конфликты и претензии, связанные с недовольством конечного потребителя, то и они не являются достаточной мотивацией для создания такой специальной службы. Когда региональный орган контроля приходит к заказчику и начинает задавать вопросы, почему принят продукт ненадлежащего качества, то, обыкновенно, ответственность возложить не на кого. Когда речь идет о продуктах питания, то постфактум проверить уже ничего невозможно, поскольку это скоропортящиеся продукты.

Парадоксально, что при фактической добровольности экспертизы, которая закреплена в декларативном порядке, закон одновременно содержит и постулат об обязательности экспертизы.

16 июля 2021 16:36
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~YbTGv
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости