Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Финансирование мероприятий по борьбе с пандемией потребовало увеличивать доходы государственных бюджетов

Кризис, с которым столкнулась человечество в 2020 году, имеет ярко выраженную социальную и эпидемиологическую специфику, объективно потребовавшую увеличение объемов бюджетного финансирования на поддержку населения, социальной сферы, малого бизнеса.

Дополнительные бюджетные расходы требуют расширения ассортимента или увеличения объёмов действующих  источников их финансирования. И выбор инструментов роста доходов весьма ограничен: усиление налоговой нагрузки на всех экономических агентов или их часть, повышение внутренних и внешних государственных заимствований, сокращение расходов по менее критическим статьям бюджетной росписи.

Например, США и Великобритания прибегли к повышению ставок налогов на богатых и росту госдолга, Бразилия ввела «инфляционный налог», Китай сократил бюджетные расходы по отдельным статьям, Россия ввела корректировки в налоговую систему и увеличила объем внутренних заимствований.

Особый интерес представляют собой изменения, вносимые отдельными странами в налогообложение своих граждан и бизнеса. Так, США расширили перечень фискальных льгот для семей с детьми при одновременном увеличении нагрузки на доходы состоятельных граждан, если их годовые поступления превышают 400 тыс. долларов, и ставки на  прибыль корпораций с 17% до 25%.

По аналогичному пути пошли власти Великобритании. Однако они ввели временный мораторий на повышенное налогообложение сверхдоходов частных лиц в расчете на то, что эти упущенные поступления бюджета пойдут на инвестиции в экономическое развитие страны. Но налог на прибыль крупных корпораций с доходами выше 250 тыс. фунтов в год увеличился с 19% до 25% при одновременном сокращении корпоративного налога для субъектов бизнеса с более низкими доходами.

Россия применила инструменты налоговых каникул и рассрочек, анонсировала увеличение ставки НДФЛ на доходы физических лиц, превышающие 5 млн. руб. в год, до 15%. Очевидно, что это не приведет к существенному увеличению доходной части бюджета.

Что касается государственных заимствований, то они выросли практически повсеместно. Например, в России по итогам 2020 года государственный долг составил 19,3% от ВВП (в 2019 г. он был 13,8%), в США - 127% (годом ранее - 108,2%), в Великобритании и Германии 103,7% и 68,9% соответственно (в 2019 г. 85,2% и 59,6%).

Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольга Попова отметила, что увеличение долговой нагрузки бюджетной системы вызвано как ростом объемов займов, так и сокращением валового внутреннего продукта в 2020 году из-за вводимых ограничений на субъекты экономики и население. Антилидером в этом вопросе является Венесуэлла, чей внутренний долг в 2020 г. составил 304,1% от ВВП (в 2019 г. 232,8%).

Однако существует закономерность: чем богаче и надежнее страна, тем дешевле ей обходятся заемные средства. Поэтому при выходе из пандемийного кризиса первоочередной задачей государств со средним и низким уровнем доходов крайне важно быстро погасить или реструктурировать свои долговые обязательства. А это может привести к необходимости усиления налогового давления на бизнес и население, к сокращению финансирования программ социальной поддержки социумов.

11 августа 2021 15:43
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~bR2DO
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости