В рамках Гайдаровского форума была проведена экспертная дискуссия «Время для новых компетенций», в работе которой приняли участие Всеволод Белоусов, Руслан Вестеровский, Константин Долгов, Владимир Остроменский. Специалисты обсудили, какие навыки и компетенции появились в результате распространения коронавирусной инфекции, как трансформировались наиболее гибкие навыки, с помощью каких инструментов и образовательных программ работники могут быть эффективными, какие компетенции потребуются в ближайшем будущем. Особое внимание спикерами было уделено таким компетенциям как компетенция быть здоровым, гибкость, транслокация опыта из других сфер, аутентичное лидерство, управление счастьем, умение работать в условиях изменений.
Пандемия COVID-19 во многом способствовала трансформации перечня наиболее востребованных компетенций. Согласно консалтинговой компании Gartner, число навыков, необходимых для одной должности, растет на 10% каждый год, при этом в 2021 году не будет актуальна треть навыков, которые считались важными в 2017 году.
В своем выступлении заместитель председателя Банка России Руслан Вестеровский обратил внимание на компетенции, востребованные в новой реальности, так, в ТОП-10 востребованных навыков-2020 вошли следующие: умение решать сложные проблемы; критическое мышление; креативность; управление людьми; взаимодействие с другими; эмоциональный интеллект; умение выносить собственное суждение и принимать решения; клиентоориентированность; умение вести переговоры; когнитивная гибкость. (World Economic Forum, 2016). Другой набор компетенций сформирован в посткоронавирусном мире, среди приоритетных навыков работников на рынке труда будут выступать: адаптивность и гибкость; техническая подкованность; креативность и инновации; грамотность в работе с данными; критическое мышление; цифровые навыки и навыки кодирования; лидерство; эмоциональный интеллект; необходимость непрерывного обучения (Forbes, 2020).
Успешный специалист сегодня должен на высоком уровне владеть 5-6 компетенциями для того, чтобы быть конкурентоспособным в сложившихся условиях.
В современных реалиях большое внимание необходимо уделять компетенциям, связанным с распространением процессов цифровизации. Можно привести следующие примеры цифровых компетенций: коммуникация и кооперация в цифровой среде; саморазвитие в условиях неопределенности; управление информацией и данными; критическое мышление в цифровой среде и другие.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Анны Павловой, события, происходящие в мире, оказали влияние на трансформацию запросов работодателей к набору ключевых компетенций, которыми должны владеть современные специалисты и сегодня, чтобы быть успешным необходимо стремиться к развитию цифровых компетенций и держать ориентир на непрерывное образование.