Большинство россиян не информированы о термине «инклюзивное образование». Только 11% респондентов знают, что инклюзивное образование предполагает совместное обучение здоровых детей и детей с особенностями развития.
Респонденты продемонстрировали неоднозначное отношение к совместному обучению детей с особенностями развития и детей без особенностей: 66% - положительное, 16% - отрицательное, 13% - нейтральное. Позитивно оценивают инклюзивное обучение родители, чьи дети имеют опыт инклюзивного обучения в школе (74%) и детском саду (73%), а также молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (81%).
Инклюзивное обучение, по мнению россиян, имеет следующие преимущества:
- расширение возможностей социализации, развитие толерантности, позитивная среда в коллективе (62%);
- равенство возможностей в получении образования (14%);
- хорошее развитие и обучаемость детей (11%).
Среди недостатков инклюзивного образования респонденты отмечают:
- проблемы у детей с особенностями развития (34%), как психологические (27%), так и риск отставания в обучении из-за сложности программ (7%);
- неготовность родителей, школы и учителей принять детей с особенностями развития (17%).
Отмечается противоречивость установок россиян по поводу инклюзивного обучения. С одной стороны, большинство россиян (80%) согласны с мнением, что инклюзивное образование поможет детям лучше понимать друг друга, а с другой стороны, 57% респондентов считают, что совместное обучение повышает риск конфликтов и агрессии.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Анны Кустовой, успешность реализации инклюзивного образования в России в значительной степени определяется не только готовностью образовательных учреждений, педагогов к работе с детьми с особенностями развития, но и информированностью населения об опыте инклюзивного обучения.