Он заключается государственным заказчиком от имени региона и предусматривает гарантированный долгосрочный заказ (до 10 лет), под который поставщик создает в регионе производство этого товара.
Инвестор в период действия контракта получает право выступать единственным поставщиком производимого им товара для других заказчиков на территории региона - по общему правилу в объёме не более 30 процентов от выпускаемой им продукции.
Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Илья Шалаев раскроет инвестиционные новации в механизме реализации офсетных контрактов. В 2022 году внесены значительные изменения в регулирование механизма офсетного контракта. Планируется снижение порога инвестиций с 1 млрд руб. до 100 млн руб., предусмотрена возможность заключать офсетный контракт совместно с несколькими субъектами - межрегиональный офсет.
Период турбулентности, который мы сейчас испытываем, дает серьезный стимул для выработки и внедрения новых инструментов привлечения финансирования на развитие регионов, поскольку в периоды поступательного экономического развития и «спокойствия» обычно нет для этого предпосылок. Офсетные контракты имеют все шансы стать востребованным инструментом. Текущие изменения в законе об офсетных контрактах, безусловно, делают их более доступными для всех регионов. Однако гораздо больший потенциал офсет имеет, если он будет активно применяться и на федеральном уровне.
Представители малого и среднего бизнеса, сотрудники корпораций развития и администраций рассматривают возможность заключения офсетных контрактов не только на производство товаров, но и на оказание услуг (такая возможность открывается в рамках принятых изменений в законодательство).
Инвесторам выгодно заключать офсетные контракты. Для бизнеса это высокая надежность покупателя, так как заказчиком является государство. Также поставщик получает гарантию долгосрочного сбыта выпускаемой продукции. Для субъекта Российской Федерации офсетный контракт - это импортозамещение в социально значимых сферах, стимулирование инвестиций в реальный сектор, локализация производства, повышение промышленной безопасности, создание рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и снижение расходов на государственных закупках.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на кризис, регионы планируют применять не только офсет, но и другие инвестиционные механизмы. Приоритет при этом отдают концессии и соглашению о ГЧП. Для успешной реализации проекта в форме офсетного контракта регионам не хватает более детального нормативного правового регулирования на региональном уровне. Перспективными направлениями для использования офсетных контрактов помимо тех сфер, где он уже используется, являются: ИТ-оборудование, высокотехнологичные продукты, машиностроение, транспорт, энергетика, техника и материалы для жилищно-коммунального хозяйства, для утилизации бытовых отходов.