- во-первых, по мнению главы ЦБ России Эльвиры Набиуллиной, льготная программа ипотеки провоцирует рост цен на жилье и для многих эффект низкой ставки сглажен выросшей стоимостью жилья;
- во-вторых, аналитики отмечают активный рост стоимости жилья в среднем на 20%, поскольку в августе 2020 года средние цены на новостройки по стране составляли 78 000 рублей, а в августе 2019 года - 65 000 рублей. До начала ситуации с пандемией, в марте, квадрат в среднем обходился в 71 000 рублей, фактически удорожание - 10%.
- в-третьих, сформировался топ регионов России по средней стоимости 1 квадратного метра жилья. Здесь города-миллионники: Казань, Самара, Екатеринбург, Санкт- Петербург и Москва, которая является рекордсменом, со средней ценой 211 000 рублей за квадрат.
Официальная статистика Банка России на 01 февраля 2021 года по ИЖК такова:
- средневзвешенный срок составляет около 228 месяцев (19 лет);
- средневзвешенная ставка - 7,23%;
- объем предоставленных кредитов в г. Москва - 42 282 млн рублей;
- объем предоставленных кредитов в Курской области - 1371 млн рублей;
- объем предоставленных кредитов в Орловской области - 1187 млн рублей;
- просроченная задолженность имеет тенденцию снижения и составляет 71 637 млн рублей по сравнению с данными на 01.12.2020 г. - 72 040 млн рублей.
- большая часть выданных кредитов приходится на г. Москву и Московскую область и составляет около 25%.
В конце ноября Эльвира Набиуллина заявила, что программу льготной ипотеки важно вовремя свернуть. «Виден рост цен на жилье на первичном рынке, который уже опережает и инфляцию, и рост доходов населения. В итоге доступность жилья для людей может упасть, несмотря на льготную ставку, - поясняла она. - Своевременное завершение этой антикризисной программы позволит избежать формирования пузырей и сбалансировать на рыночной основе спрос и предложение на рынке жилья».
Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Светлана Баранова отмечает, что основным недостатком программы может стать возникший спрос на жилье и отсутствие у строительных организаций возможности своевременно отвечать на запросы рынка, формируя при этом «дефицит предложения».