Курс рубля продолжает оставаться слабым, что увеличивает для участников нефтяного рынка привлекательность экспорта бензина. Кроме того, с начала года были проиндексированы акцизы на 4%, что также оказывает влияние на рост цен оптового рынка.
В последние годы для того, чтобы снизить зависимость внутренних цен от экспортной альтернативы, российские власти ввели так называемый демпфирующий механизм. Если потенциальные доходы нефтяников от экспорта топлива становятся выше цены внутри РФ, бюджет доплачивает компаниям часть разницы между этими ценами, стимулируя таким образом поставки на внутренний рынок. Если, напротив, внутренний рынок становится премиальным, то уже нефтяники платят в бюджет РФ.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Александра Репичева, в России на данный момент складывается первая ситуация. При этом государственных компенсаций может оказаться недостаточно, т.к. параметры демпфера корректировались в 2019 года при иной рыночной конъюнктуре. Условные цены внутреннего рынка в формуле демпфера ежегодно индексируются на 5%, в то время как фактический рост цен в рознице оказывается уже второй год подряд ниже темпов инфляции.