Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

К 85-летию «челюскинской эпопеи»: Подвиг во льдах

Неприступная Арктика! Страна снегов и торосов, вечной мерзлоты и паковых льдов. Вотчина айсбергов и белых медведей, родина множества видов рыб, держава прапрапрадедушки всех Дедов Морозов!

Сверхшквальное Королевство извечно непредсказуемо и коварно. Никто в громкоговорящем и ослепительном белом безмолвии не застрахован от вынужденных дрейфов, цинги, макси-тоннажного обледенения и пропажи экспедиции без вести...

О, сколько ж судеб тобою перемолото, необуздаемая частица Отечества?! Погашены тысячи раз. Тысячи сирот-семей первопроходцев и душевных скитальцев с налётом гордого авантюризма - выплакали горячий океан слёз, так и не дождавшись вас на рейдах портов и у причалов. Бесконечный поиск новых маршрутов, организация колоний «робинзонов» поневоле, отрешённость от мира, желание сослужить Человечеству или «вмёрзнуть» в его историю - всё было, с необозначенной степенью вереницы психологических, моральных, идеологических и самовлюблённых пунктов. Стремительный пилотажник, покоритель Полюса Неприступности Валерий Чкалов, в своё время сказал о тех, кому было суждено стать первыми героями:

«Освоить Великий Северный Путь по плечу только смелым, только коммунистам!».

Здесь, в сурово-жестокой Арктике, где страшно взглянуть не на красоту узорчатых и многомильных акваторий Ледовитого океана, а на термометры Фаренгейта и Цельсия, тут, если ты переживёшь пик лихорадки и вернёшься не умалишённым, а Героем, тебе уже трудно будет вновь не вернуться сюда. Любые курорты мира тебя не отогреют и не прельстят, ибо пионеры Заполярья, желая того или нет, становились заложниками Снежной Королевы, управляющей погодой в сверхморозных широтах...

На фоне борьбы с «контрами» и дьявольских гонений, обрушившихся на Русскую Православную Церковь, товарищ Удача улыбнулась пролетариату в 1932 году, когда ледокольный ветеран «Сибиряков», посредством усилий команды, стал рекордсменом покрытия водно-солёных толщ в одну навигацию. Эстафетчики славных дел братьев Лаптевых, С.Дежнёва, В.Беринга, Г.Седова, В.Русанова и А.Колчака вышли на сотрудничество с датскими корабелами, не без Императорского золотого запаса. В целях проведения научных работ молодой советской наукой с имперскими корнями, Правительство спонсирует стапели Копенгагена. Договорно-проектное требование - грузо-лайнер 7-тысячным водоизмещением, со скоростью не менее 13 узлов, «должен» бросить якоря в Петрограде к середине июля 1933-го...

Гудок прибытия не заставил долго ждать. Морской полярный «волк» В.И.Воронин вместе со старпомом и главой мотористов осмотрел каждый дюйм парохода, чья будущая судьба превратится из катастрофы в триумф советского народа. Корифеи природоведческих наук организованно собирались под стягом флагмана экспедиции - академика О.Ю.Шмидта. Практическое освоение Северного Морского Пути ставилось задачей №1, плюсуя параллельное исследование Сибири.

Недолго радовал «Челюскин» гостей кают-компанией: Мурманск, его население уже ожидали радость встречи с детищем верфи «Бурмейстер и Байн». Конечно, большинство встречавших корабль, помнили о героических походах подштурмана Русского Флота Семёна Челюскина - первооткрывателя северной оконечности Азии. 10 августа тысячная толпа с криками и транспарантами проводила новичка в хождение за три моря...

На бескрайнем просторе, где, кажется, где-то рядом находится «пуп Земли», все почувствовали дыхание Ледовитого, и столь же искромётно осознали себя песчинкой или скорлупкой при виде сурово движущихся волн, с шапками «ласкающих» ватерлинию белых гребней.

Под песнь гребных валов судовой машины, узлы «мотали» на счётчик навигаторов мили: прошли Охотское море, Северную Землю, море Лаптевых. И вот – Колючинская губа. Чукотские воды оказались скованы непроходимыми льдами. «Челюскин» был вынужден дрейфовать, подчиняясь течениям и ветрам...

В первую неделю ноября пароходу и команде осталось полмили до чистой воды, т.е. задача прохождения маршрута до Берингова пролива за одну навигацию была практически реализована. Увы, неожиданный тайфун двинул ледовое поле с «впаянным» в него «Челюскиным» на север, что привело к обратному дрейфу.

Разумеется, на месте происходящего - Сталин, машинный телеграф,  радиокомпас и, тем более, тюлений жир – ничего не решали.

«Челюскинская эпопея»... Её сразу стоило избавить от кавычек. 13 февраля 1934-го, в результате сильного сжатия льдами был пробит борт ниже ватерлинии. 104 челюскинца высадились на дрейфующей льдине в 150 километрах от спасительницы-земли.

Участник похода и свидетель исчезновения парохода в 144 милях от мыса Уэллен, А.Е.Погосов, напомнит как это было:

«Тридцатиградусный мороз. Метель. С левого борта на пароход надвигается огромный ледяной вал восьми-десятиметровой высоты. Глыбы с грохотом наваливаются одна на другую, рушатся, опять наседают... «Челюскин» тонул медленно. За час на лёд было выгружено всё необходимое для предстоящей полярной Одиссеи. В течение второго часа за борт сбрасывалось всё, что можно было спасти».

«Роковой случай произошёл на северной широте 68 градусов 18 минут и западной долготе 172 градуса 50 минут, - вспоминал ас полярной авиации М.В.Водопьянов. - В тот же день всю злобу, которую только могла излить Арктика на непрошенного гостя, она излила сразу - послала пургу, мороз и нордовый ветер.

В поддень льды прорвали подводную часть корабля, вода хлынула в машинное отделение. Носовая часть парохода стала быстро погружаться, а корма, поднималась всё выше.

Жизнь корабля измерялась минутами. Быстро и чётко люди стали переправлять на лёд свой аварийный запас.

Последним по славной и старой традиции сошёл с корабля капитан. И в ту же минуту высоко поднялась корма, показался руль и винт. С грохотом покатился отвязанный груз, и всё заволокло густой завесой из брызг, снега, пара. Когда завеса рассеялась, «Челюскина» уже не было. Его поглотила морская пучина».

Ответом на призыв «Спасти челюскинцев!» выступят полуторапланы Р-5 Н.Н.Поликарпова, пилоты которых совершили непостижимое, возведя себя и поликарповские машины в понятие бессмертная эпоха! Какими эпитетами можно осветить Подвиг полярных лётчиков, вывозивших неудачливых мореплавателей и поднимавшихся со льда с 5-6-ю челюскинцами на двухместном, непрочном «Эре»?!

Потенциальные враги надрывали глотки, словно глашатаи бирж, однако Русский Дух Товарищества был в расцвете. Это он, ДУХ - будет крушить на земле, в небе, в морях легионеров «Кондора» и «Ла Кукарачча», «красно-солнечных» азиатов близ Хасана и Халхин-Гола, злобных финнов, асов и начинающих Люфтваффе...

Через рупор «Прагер Пресс» чехи проклинали метеоусловия. Герр Геббельс штурмовал печатные станки своим «Штурмом», крушившим евреев и красных. Итальянцам хватало боевого пилотажа над Средиземноморьем и Эфиопией. США тактично смолчали, памятуя про спасение лётчика Д.Маттерна С.Леваневским, в тех же чукотских местах год назад...

Датчанам было жаль людей и пароход. Газета «Политикен» постаралась ответить едино за всех: «На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого ещё никто не мог победить!».

Неохватные расстояния Родины победили... одномоторные самолёты КБ нашего выдающегося земляка Н.Н.Поликарпова. Челюскинцы эмоционально верили в помощь с Большой земли. Истина в том, что ни одна из «Правд» не создала матрицу правды, в которой русскоязычно значилось бы первое, пока незримое сметение учёных и мореходов, в дни, когда ледовый «круиз» переступил месячный срок. Консервно-крупяная еда - она, конечно, была, тяжёлые меходежды держали телесное тепло, НЗ - соответствовал обозначению и составу...

Пилоты Р-5 спешили. Мчались смелые ребята Совдепии на выручку, силой воли, характеров и мощью моторов проявляли чудеса пилотирования в условиях непогоды, в открытых кабинах. Небольшого росточка Н.П.Каманин ощущал шквал исторических сквозняков, прихватив блокнот, ставший дневником. Будущий участник первых бомбардировок Берлина М.В.Водопьянов тоже находил кроху минут, позднее вылившихся в мемуары. Последний и его коллега Линдель пилотировали спецлимузины ЛП-5 СССР-Н-68 и ЛП-5 СССР-Н-67, созданные на базе Р-5.

7 апреля Каманин оставит будущему: «...До лагеря оставались считанные километры. Я с нетерпением выставил голову из-за козырька кабины - холодный ветер жёг щёки. Впереди мелькнула чёрная точка. Через минуту я увидел дым, потом деревянный барак, вышку с красным флагом на мачте, палатки и людей, которые карабкались на торосы и махали руками.

Самолёт посадил точно. Его быстро окружили полярники. У многих на глазах блестели слёзы. Я вылез из кабины и попал в объятья Шмидта. Он сказал: «Мы знали точно, что наша великая страна спасёт нас!»

Один из первых советских лётчиков, чья грудь осветилась лучами Золотой Звезды, инструктор С.Леваневского, И.Доронина, А.Ляпидевского - В.С.Молоков, редкостный самоучка, ещё ранее наставлял товарищей:

«Машину нужно знать как себя. Копайся побольше в нутре машины, ближе познаешь её, и она не подведёт!»

В своём дневнике бывший курсант Севастопольской школы морских лётчиков напишет ценные строки:

«Сегодня мне показали машину, на которой я должен лететь. Она очень старенькая и, говорят, мотор у неё уже имеет 108 часов налёта. Но это ничего. Я рад, что мне дали хоть такую машину. Мы уж с ней по-стариковски поработаем. В общем, всё, что от меня зависит, я сделаю и до лагеря Шмидта долечу!»

Да, век прогресса коснулся не только Маттерна или участников воздушных гонок на Кубок Шнейдера. «Чемпион белого пятна», начальник Северной Земли Г.А.Ушаков и летавший на Р-5 М.В.Водопьянов (его машина являлась спецмоделью для Севера) поведают массу нюансов эпопеи, в т.ч. об американской помощи лагерю Шмидта. Правительственная «молния» обязала Слепнева и Леваневского срочно вылететь в Нью-Йорк, а затем в Фэрнбекс-на-Аляске, за парой 9-местных «Флейстэров» фирмы «Консолидейтед». Борьба с пургой и обледенением - сюжет исторического романа, под названием «Моторы несут нас на ощупь»...

Изобретательный Н.П.Каманин, как и все пилоты, штурманы и механики, проявил мужество и сметку. Его находкой следует признать использование фанерных контейнеров в качестве «пассажирских мест». Челюскинцам, кто не сбросил балагурства, распевая частушку:

Самолёты, самолёты,

Где же ваши перелёты,

Самолётов не видать,

Надоело ожидать... -

было не до шуток - Каманин брал на борт шестерых!

А вот другая запись из дневника В.С.Молокова, смельчака из Первой семёрки Героев Советского Союза, характеристика на «Голубую двойку» - Р-5: «Я с ним познакомился по-настоящему и проникся к нему уважением... Честь и хвала самолёту Р-5! Он оказался прочным и допускал возможность работать при наличии неблагоустроенных аэродромов. В пилотажном отношении машина обладает отличными качествами». Проходя ненавистную болтанку непогод, то же подтверждали другие лётчики, бортмеханики, да и боязливые граждане-пассажиры.

Многоуважаемый М.В.Водопьянов пишет, что «в июне 1934 года Леваневский и Молоков прибыли в Лондон изучать английскую авиацию, Василий Сергеевич подробно рассказывал там о качествах Р-5 и всячески хвалил неприхотливую, выносливую, послушную машину».

Михаил не ради красного словца - после эпопеи выводит отзыв: «Жаль, что не дают орденов самолётам, а то мой М-10-94 (Р-5) должен был бы получить самую высокую награду».

Одной из форм наград в британской столице для В.С.Молокова явится личная встреча с «Королём истребителей». После выступления лётчика на одном из приёмов, к нему подошёл тихий и скромный человек. Обменялись крепким дружеским рукопожатием - Николай Николаевич всегда подчёркивал важность взаимодействия авиаторов и конструкторов.

Будет заблуждением считать, что у «Рэшек» не было проблем в ходе будничной и героической эксплуатации. Постоянно подводили втулки двигателей. Ломались стойки шасси при посадке, намертво «припаивались» ко льду лыжи. Тогда выручали вековые выручатели России - лом да кувалда...

«Последний раз приземлились на льдину три Р-5 - Молокова, Каманина и Водопьянова, - рассказывал А.Е.Погосов, один из шести челюскинцев, оставшихся на льдине. - После посадки лыжные шасси на жестокой стуже сразу же примерзали ко льду. Перед взлётом я ударял огромной деревянной кувалдой по полозьям, и самолёт уходил на взлёт. Так в последний раз я отправил Каманина и Водопьянова. Остался самолёт Молокова, на котором я улетал с капитаном «Челюскина» Ворониным. Молоков по привычке показал жестом из кабины: «Постучи». Я ударил по лыжам, лётчик дал газ, и машина сдвинулась с места».

Мир был поражён героической работой челюскинцев. Передовые и местные малотиражные издания трубили сенсационными заголовками и текстами. Документалисты и фотографы сбивались с ног и покрышек, чтобы запечатлеть Героев и самим приобщиться к истории.

По словам М.В.Водопьянова, гибель «Челюскина» перевоплотилась в торжество духа и социальных идей, продемонстрировала сплочённость и дисциплину, укрепила узы товарищества. Помимо авиаторов, на спасение челюскинцев выходил «штормовать далёко море» знаменитый ледокол «Красин», который осуществил самый быстрый переход для судов подобного типа.

20 апреля 1934-го состоялось первое в истории СССР награждение И.В.Доронина, М.В.Водопьянова, С.А.Леваневского, М.Т.Слепнева, Н.П. Каманина, А.В.Ляпидевского, В.С.Молокова «Золотой Звездой» Героя Советского Союза за спасение экипажа и учёных с «Челюскина».

И сегодня, по прошествии 85 лет, остаётся актуальным выражение норвежского исследователя Арктики, Верховного комиссара Лиги Наций по делам военнопленных, организатора помощи голодавшему Поволжью, Нобелевского лауреата Фритьофа Нансена:

«Отряд за отрядом шёл в наступление на Север - за тем лишь, чтобы потерпеть поражение. Но за ними - вставали новые ряды, чтобы пробиться дальше предшественников».

В ХХI веке мы обязаны благодарить высокодоблестных, стойких и отважных предков, давших возможность народам России опереться на Северный Морской Путь как на будущее державы.

Апрель 2019 г., Орёл - Москва - Орёл

Виктор Рассохин, Сергей Рассохин, авторы 45 книг,

члены Союза Российских писателей, Военно-исторического общества,

«Союза военных литераторов» и организации «Флоту быть!»,

дипломанты Всероссийского конкурса «Патриот России-2018»

* В очерке «Подвиг во льдах» полностью сохранены авторские орфография и пунктуация. - Прим. ред.

10 февраля 2020 13:30
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~Kdzzm
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости