Также значительно снизились доходы некоторых отраслей бизнеса - в секторе туризма, общепита, услуг и т.д.
В связи с кризисом, который вызван частичным или полным запретом деятельности некоторых организаций, а также сокращением рабочих мест в период пандемии, Сбербанк разработал ряд стимулирующих и поддерживающих мер, демонстрирующих клиентоориентированный подход корпорации в период пандемии.
В первую очередь, в апреле 2020 года, Сбербанк по инициативе Президента РФ ввел льготную ипотеку, в соответствии с которой стало возможно приобрести квартиру на льготных условиях по ставке в размере 6,5% годовых.
Благодаря введению данной меры, в 2020 году статистика Центробанка показывает рост совокупного кредитного портфеля российских банков на 7,3 трлн руб. или 13,6%. Стоимость ипотеки падала, так же, как и средневзвешенная ставка по кредитам на жилье.
Кроме того, Сбербанк ввел специальную программу по поддержке заемщиков-юридических лиц, сфера деятельности которых относится к наиболее пострадавшим из-за кризиса.
Еще одной клиентоориентированной мерой Сбербанка является выплата акционерам дивидентов в размере 50% от чистой прибыли. «Несмотря на ухудшение показателей банка на пике пандемии, общая достаточность капитала Сбербанка превысит 12,5% «во всех вариантах плана», а сохранение показателя выше этого уровня позволяет банку направлять на дивиденды половину чистой прибыли» - поясняет глава госбанка Герман Греф.
Таким образом, по мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирины Горбовой, клиентоориентированный подход является сравнительно новым методом в управлении компанией, но основным конкурентоспособным фактором в условиях пандемии.