В этом оказались виноваты санкции, которые обрушались на Россию. В этой ситуации правительству страны пришлось в оперативном режиме принимать необходимые меры для предотвращения нажима на экономику извне. В эту работу были включены вопросы ограничения экономического спада, предотвращение рисков для макроэкономической стабильности.
В сложившейся ситуации с изменением в экономической жизни страны разбиралась эксперт из Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Елена Уварова.
С учетом последствий изменения перестройки хозяйственной деятельности экономики государству пришлось выйти за рамки ранее созданных контциклических механизмов.
Так, для проведения первоочередных действий по предотвращению рисков и развитию экономики в условиях санкций стала необходимость в 4,5 трлн рублей. Помимо этого, в 2022 г. учет других приоритетных мероприятий и инвестиций средств ФНБ ожидался на уровне 8 трлн руб.
В прошлом 2020 г. бюджет был преимущественно профинансирован за счет средств нефтегазовых доходов. Это позволило смягчить адаптацию в условиях перестройки хозяйственной деятельности страны. В то же время в условиях роста инфляции такой подход с использованием нефтегазовых доходов позволил смягчить нормализацию процентных ставок и расширить доступность кредитных ресурсов. В особенности для внебюджетного сектора.
«Есть, правда, обратная сторона развития данной финансовой ситуации. Здесь речь идет о приостановке «бюджетных правил» и временном использовании рентных сверхдоходов. В какой-то степени это может создать угрозу для стабильности финансовой устойчивости. Для предотвращения этой ситуации необходимо вернуться к институту «бюджетных правил». Помимо этого, для устойчивого развития экономики государством была видоизменена налоговая политика, пересмотрены особенности повышения результативности освоения бюджетных расходов», - рассказала Елена Уварова.