Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Копировальный конвейер комплектующих

Детали машин, оборудование и электроаппаратура - это наиболее уязвимая и самая большая часть импортных поставок в Россию, что уже успели ощутить на себе некоторые предприятия.

Кстати, в общей доле российского машиностроительного импорта лидирует КНР.

В самом трудном положении оказался автопром. РФ завозит автомобилей на $11 млрд в год. И почти все они европейские, американские, японские или южнокорейские. Под ударом и поставки спецтехники. Проблема не только в готовой продукции. Есть серьезная зависимость от иностранных запчастей, используемых, в том числе, и в условно российском машиностроительном производстве. На них сегодня приходится 65% рынка.

Второй по размеру в мире производитель строительной техники и оборудования японская компания Komatsu приняла решение приостановить поставку своей продукции в РФ. Производители вагонов в России испытывают проблемы с подшипниками. Все потому что три основных поставщика - из США и Швеции. Производить эти подшипники в России без импортных комплектующих невозможно. Национализация этих активов не поможет, поскольку даже при высоком уровне локализации она не избавляет от потребности в импорте наиболее технологически сложных комплектующих, заявляют аналитики.

Понятно, что часть автокомлектов и запчастей удастся «вернуть» в конвейер за счет параллельного импорта, который недавно легализовало правительство. Другая часть будет «восстановлена» благодаря альтернативным поставкам через страны ЕАЭС.

Однако это не снимает приоритетной задачи строительства собственного импортонезависимого контура безопасности по запчастям и деталям машин. России срочно необходимо создание новых центролитов - цепочки высокотехнологичных и хорошо оборудованных предприятий литейной промышленности, возможно, объединенных в государственный консорциум, или наоборот - отданных в частные руки (японский вариант). Такую программу несколько лет назад предлагал Союз машиностроителей России, однако она не была услышана.

По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ларисы Парахиной, ситуация вынуждает РФ построить хотя бы то, что давно есть у зарубежных партнеров: систему предприятий так называемой «малой металлургии», обеспеченных гарантированным заказом. В КНР, Японии, Германии такие заводы сфокусированы на производстве отдельных узлов и деталей машин и - на их копировании, если возникает такая необходимость. Эти кузницы запчастей снабжают отверточные сборки по всему миру и специализируются на разных отраслевых направлениях: автопром, двигателестроение, запорная арматура и фитинги, горнодобывающая и перерабатывающая, электродвигатели. Группа таких предприятий - обязательное звено в экосистемах крупнейших транснациональных корпораций.

Однако, развитая металлургическая промышленность, научные организации, соответствующие компетенции и кадры в РФ все еще есть. Значит, на этой платформе при желании вполне можно спроектировать и в кратчайшие сроки выстроить новую отрасль.


12 июля 2022 16:38
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~B0BCe
Комментарии


Актуальное видео
07.05.2024 15:26:00
Международная премия #МЫВМЕСТЕ - поддержка лидеров социальных изменений
Наш паблик
Архив газет

Новости