Как отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Евгения Матвеева, согласно исследованию, которое провело одно из общественных движений, почти половина школ в России испытывают дефицит учителей. Самые востребованные специалисты - по точным наукам.
По результатам опроса, 40% школ испытывают дефицит учителей. При этом большинство директоров образовательных организаций считают, что качество образования в их школе снижается из-за нехватки квалифицированных педагогов. Самые востребованные специалисты - учителя математики, их не хватает в 43,8% школ. На втором месте по дефициту - учителя физики, их не хватает в 22,4% школ. Также не хватает учителей информатики, химии, биологии, английского языка и других предметов.
Эксперты считают, что одной из причин дефицита учителей является низкая зарплата. Кроме того, многие учителя сталкиваются с большой нагрузкой, бюрократией, нехваткой материально-технической базы и недостаточным уважением к своей профессии.
Ранее аналогичное исследование провел Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Тогда тоже выяснилось, что больше всего не хватает учителей математики. Второе и третье место досталось учителям литературы и иностранных языков.
Для решения проблемы дефицита учителей эксперты предлагают повысить зарплату педагогам, снизить нагрузку на них, обеспечить им социальные гарантии и льготы, а также повысить престиж профессии. Также необходимо развивать систему повышения квалификации и аттестации учителей, а также стимулировать молодых специалистов к работе в школах.
В Министерстве просвещения в свою очередь отметили, что в этом году на педагогические специальности в вузах было подано 385 тысяч заявлений, что на 100 тысяч больше, чем в прошлом году. Это позволит пополнить кадровый резерв в школах и снизить дефицит учителей в будущем.
Тем более, с 1 сентября 2024 года старшекурсникам педагогических колледжей разрешат официально работать в школах и детских садах, для устройства на работу в образовательные организации необходим документ об оконченном педагогическом образовании.