Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Местное самоуправление в Орле переходит к новой модели организации

В августе на сессии действующего состава Орловского городского совета народных депутатов были внесены изменения в Устав города Орла, существенно трансформировавшие модель организации местного самоуправления в нашем городе.

Отныне мэр - высшее должностное лицо муниципалитета - будет совмещать свои обязанности с руководством городской администрацией, а не депутатским корпусом.

Совмещая в своём лице должности главы муниципалитета и местной исполнительной власти, глава администрации остаётся сити-менеджером, т.е. наёмным работником, а не выборным лицом. Стоит упомянуть, что «сити-менеджер» - не правовой термин, а условное название главы администрации, занимающего эту должность не в результате выборов, а на основании заключённого контракта.

Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Светлана Букалова, оценивая произошедшие изменения, напоминает, что в теории местного самоуправления принято выделять два основных типа его организации - модель «сильного» и «слабого» мэра. В первом случае глава муниципалитета выбирается всенародно и опирается на поддержку большинства жителей. Во втором случае мэр избирается депутатами из их состава; при этом его фигура зачастую является компромиссной и отражает расстановку политических сил в муниципальном совете. Примечательно, что в орловском случае не задействован ни тот, ни другой вариант - будучи сити-менеджером, мэр выбирается депутатами горсовета из кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. Таким образом, орловский мэр не будет располагать ни прямой, ни опосредованной электоральной поддержкой.

«Сильным» или «слабым» мэром будет такая фигура? Светлана Букалова указывает, что федеральное законодательство предусматривает целый спектр оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципалитета. Правом принимать решение об отрешении главы муниципального образования наделено высшее должностное лицо субъекта РФ, т.е. губернатор. Особенностью действующего механизма отрешения от должности является предварительное установление в судебном порядке наличия конкретных оснований для досрочного прекращения полномочий (отрешения от должности) высшего должностного лица публично-территориального образования и возможность судебного обжалования принятого губернатором решения (т.н. предварительный и последующий судебный контроль).

Сложившаяся российская практика отрешения мэра от должности показывает, что распространённой причиной досрочной отставки мэра нередко становится ненадлежащее исполнение местной администрацией, которую он возглавляет на принципах единоначалия, всех возложенных на неё полномочий, повлекшее установленное судом нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также иных охраняемых законом публичных интересов. Важно отметить, что если основанием для отставки губернатора в законе названо массовое нарушение прав человека, то в отношении главы муниципалитета критерий массовости отсутствует.

Таким образом, возглавляющий администрацию мэр, по мнению Светланы Букаловой, становится «заложником» своей второй ипостаси сити-менеджера, принимая всю полноту ответственности за промахи и недочёты в работе городской администрации. При этом основанием для отстранения будет являться не само нарушение, которое фиксируется соответствующим судебным решением, а непринятие в пределах своих полномочий мер по его устранению.

Фото: orel-adm.ru
1 Сентября 2020 10:48
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~3HFhT
Комментарии


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Актуальное видео
26.05.2021 12:35:00
Конкурс для школьников
Наш паблик
Архив газет