Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Мнение эксперта о лучших международных практиках поддержки креативных секторов экономики в период COVID-19

Многие из креативных секторов экономики оказались в числе наиболее пострадавших, а значительная их часть представлена МСП и нестандартными формами занятости.

В странах с системной оценкой влияния COVID-19 креативный сектор экономики потерял от 20 до 32% доходов. Особенно сильно пострадали такие отрасли, как изобразительное искусство, кинопроизводство, музыкальная индустрия, реклама, мода, издательское дело. Особый урон понесли компании и работники, чьи доходы зависели от крупных культурных мероприятий. В то же время такие отрасли, как стриминг и видеоигры получили новый импульс к росту  - там прогнозируется рост на уровне +14,4% и +9,3% соответственно.

По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ильи Шалаева, ключевыми особенностями креативной экономики, определяющими подходы стран к их поддержке, можно считать: распространенность нетрадиционных форм занятости;  создание первичной добавленной стоимости творческим потенциалом человека; незначительный запас ликвидности; высокое значение авторского права; высокая доля малого предпринимательства, а также женщин и молодежи среди занятых; плотное пересечение с некоммерческим сектором. Для поддержки креативных секторов экономики в период пандемии ряд стран сформировал специальные фонды, в которых предусматривались целевые расходы на отдельные подотрасли креативной экономики. Средства направлялись как в адрес компаний, так и напрямую работникам. Среди основных инструментов: возврат потерянных доходов, прямая поддержка и субсидии, отсрочки и льготы по налогам, кредитные гарантии, единовременные гранты самозанятым. В отдельных случаях применялись и более специфические инструменты: отчисление части налоговых поступлений в адрес фонда поддержки креативного сектора (Италия), повышение потолка по налоговым льготам для креативного сектора (Бельгия), создание специализированных онлайн-платформ (Португалия).

Хотелось бы отметить, что многие из перечисленных форм помощи также реализуются в Российской Федерации. При этом поддержка для секторов экономики, которые относят к креативной экономике, оказывается опосредованно - в рамках общеэкономического пакета мер поддержки МСП и самозанятых в период COVID-19, а также в адрес отдельных пострадавших отраслей, например, издательского дела.

Вместе с тем, в мировой практике креативные сектора экономики являются предметом государственной политики, рядом правительств (более 30 стран), особенно в странах ОЭСР (Организациях экономического сотрудничества и развития), были приняты пакеты мер поддержки конкретно в адрес креативных секторов экономики. Более того, в большинстве этих стран действуют долгосрочные программы развития и наборы мер политики в отношении креативных отраслей, в том числе в странах БРИКС и АСЕАН.

20 Ноября 2020 11:20
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~5mu5t
Комментарии


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Актуальное видео
26.05.2021 12:35:00
Конкурс для школьников
Наш паблик
Архив газет