Национальные цели развития определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Экспертный совет формируется из числа депутатов Государственной Думы, членов Счетной палаты РФ, Координационного центра Правительства РФ, экспертов и ученых, представителей общественных организаций, а также иных лиц, являющихся признанными специалистами в вопросах контроля и аудита эффективности государственных решений. В состав экспертного совета согласились войти широко признанные специалисты в сфере государственного управления, контрольной работы, законотворческой деятельности, эксперты в области общественного контроля, а также региональной политики. В ближайшее время будет выработан план работы Совета.
Основными задачами новой структуры являются: формирование системы прозрачной подотчетности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, достижение планового целевого исполнения бюджета, устойчивость достижения целей и ключевых показателей эффективности реализации национальных целей по нацпроектам.
Согласно Указа Президента, а также на его основе в разработанных «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года», показаны пути и механизмы реализации инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года, национальных проектов, государственных и региональных программ, которые требуют повышения эффективности парламентского контроля, в том числе за счет усиления экспертной составляющей.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Геннадия Мартынова, с сентября 2020 года не производилась корректировка национальных целей и национальных проектов. Созданный экспертный совет должен стать центром аналитического, экспертного, информационно-консультативного мониторинга и аудита принимаемых управленческих и законодательных решений, а также правоприменительной практики, в том числе соблюдения бюджетной дисциплины на всех уровнях власти.
Приоритетными будут два направления деятельности. Первое - это развитие механизмов и инструментов парламентского контроля, а второе - это совершенствование механизмов оценки эффективности достижения национальных целей развития и формирование площадки экспертного обсуждения всех заинтересованных государственных институтов и общественных структур.