Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Особенности новаторства и цифровой педагогики в сфере высшего образования

Слова «электронное», «цифровое», «сетевое» в контексте обучения все чаще появляются в информационном пространстве.

Собираются рабочие группы, запускаются государственные программы, ставятся новые цели для достижения тотальной цифровой трансформации сферы высшего образования. Однако все это не только «цифровая», но и все-таки «педагогика».

Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Илья Шалаев раскрывает особенности новаторства и цифровой педагогики в сфере высшего образования.

Современный подход к объему понятия «цифровая педагогика» гласит, что «цифровая педагогика использует цифровые инструменты для повышения качества преподавания и обучения», однако она не исключает (и не планирует исключать) преподавателя из учебного процесса, как это было в прошлом столетии. Напротив, актуальное видение цифровой педагогики фиксирует значимую роль педагога, который должен быть специальным образом подготовлен, в первую очередь методически. И все же в массовом сознании и в педагогическом сообществе продвигается такое определение цифровой педагогики, при котором она обеспечивает более высокое качество образования с помощью компьютеров и программ. То есть до сих пор не определена однозначно роль преподавателя в таком, цифровом, образовательном процессе: педагог - это лишь оператор и администратор цифровых инструментов или это виртуоз, умело их применяющий?

Форсированная пандемией цифровизация, как процесс внедрения цифровых инструментов уже наступила. Казалось бы, многие трудности, с которыми столкнулись вузы при стремительном переходе на дистанционный формат год назад, уже преодолены. Налажена работа с оборудованием, усвоены новые технологии и даже сформированы новые компетенции у студентов, у преподавателей и у руководства вузов, но на повестке дня стоит важный вопрос об эффективности традиционных педагогических методик. Как вовлечь студентов, как удерживать их внимание, как сделать процесс удаленного и смешанного взаимодействия эффективным, полезным и интересным?

В таких условиях, когда применение современных технологий становится неотъемлемым атрибутом педагогического процесса, важна готовность преподавателя овладеть новыми навыками, быстро перестроиться на удаленный формат взаимодействия. При этом свидетельством хорошей и быстрой адаптацией педагогов к новым реалиям - их приверженность к смешанному формату, в котором традиционные методики в усовершенствованном варианте дополняются новыми цифровыми инструментами. Опыт зарубежных педагогов, столкнувшихся в прошлом году с принудительным и чрезвычайно резким переходом на дистанционное обучение, показывает, что они также были вынуждены адаптироваться к новым реалиям. Однако же достигнутый успех с освоением новых образовательных платформ и технологических решений показал, что все-таки «такая модель дистанционного обучения лучше всего показывает себя в сочетании с классической классно-урочной системой, а не вместо нее. Разумеется, миссия цифровой педагогики заключается и в обеспечении ученика и преподавателя новыми техническими средствами и технологическими возможностями. Однако цифровая педагогика никак не влияет и не должна влиять на цели и задачи высшего образования. Более того, содержательное наполнение учебного процесса - если мы не говорим о специальностях, связанных с информатикой, кибербезопасностью, искусственным интеллектом - и тоже никак не меняется в своей основе. Богатое педагогическое наследие не исчезает, оно лишь дополняется новыми возможностями применительно к конкретному акту педагогической деятельности. Какие задачи стоят перед вузом, если он встает на путь трансформационных, цифровых изменений, стараясь сохранить многогранный традиционный педагогический опыт своего преподавательского коллектива?

Однако необходимо также сформировать у преподавателей  навыки работы с техническими новинками. Это касается и практикующих специалистов, для которых могут проводиться обучающие семинары, мастер-классы, тренинги и курсы повышения квалификации, и студентов педагогических вузов, которые уже в процессе своего обучения должны овладеть необходимыми компетенциями. Так, необходимо заняться модернизацией информационно-коммуникационной инфраструктуры, наладить широкополосный доступ в Интернет для организации и всех участников учебного процесса.

Кроме того, большое внимание необходимо уделить и правовому обеспечению применения новых технологий, и видоизменению, обновлению и актуализации учебных планов и дисциплин, и разработке методического обеспечения для работы с информационными технологиями. Наконец, важную роль играет продуманная система мотивации для преподавателей, которая стимулирует освоение новых навыков, необходимых для работы в изменяющейся образовательной среде. Если на всех этих уровнях проведена серьезная, вдумчивая работа, то цифровая педагогика становится удобным инструментом, расширяющим возможности преподавателя, а не заменяющим его.


2 февраля 2022 10:38
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~2T4FO
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости