Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Особенности развития экспортных «Агроэкспрессов»

«Агроэкспресс» - это проект «РЖД логистики» и Российского экспортного центра (РЭЦа). Работает с 2019 г. и обеспечивает доставку продуктов ускоренными контейнерными поездами из центра РФ в Китай.

Особенность отправок - быстрая доставка товаров по принципу зеленого коридора и возможность транспортных субсидий от РЭЦа. В 2021 г. в сервис включена доставка в Узбекистан, в 2022 г. планируется в Азербайджан. Есть перевозки, как через сухопутные терминалы, так и через порты Дальнего Востока.

В рамках проекта «РЖД логистика» (РЖДЛ, «дочка» РЖД)  формирует собственный парк автономных рефрижераторных контейнеров: планируется расширение парка и уже закуплено 100 штук. Кроме контейнерных перевозок в рамках проекта осуществляются перевозки в крытых вагонах. Также осуществляется перевозка наливных грузов (в первую очередь растительного масла) во флекситанках (тара для перевозки жидких грузов, которая помещается в контейнер).

Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Илья Шалаев постарается раскрыть особенности развития экспортных «Агроэкспрессов».

В целом можно назвать проект  весьма эффективным и полезным для экспортеров, особенно в направлении КНР. Рынок продовольственных товаров Китая - самый емкий в мире и характеризуется высокими ценами, поэтому очень привлекателен для российских экспортеров. При этом ключевой проблемой является высокая стоимость и сложность логистики, которую решает «Агроэкспресс».

Компании-грузоотправители отмечают, что сервис популярен у среднего бизнеса, объясняется это тем, что экспортер может отправлять от одного 40-футового контейнера. Грузоотправители к преимуществам «Агроэкспресса» относят возможность мониторинга дислокации на маршруте и оперативную подачу вагонов под погрузку. Кроме того, плюсом является то, что железнодорожный транспорт снижает зависимость от сезонности: зимой автотранспорт часто простаивает из-за заносов. «Агроэкспресс» - удобный сервис с точки зрения скорости доставки и ее стоимости, но пока экспорт молочной продукции невелик и требования для (минимального) размера партии российские поставщики зачастую выполнить не могут. Но, возможно, по мере развития экспорта в Китай эту проблему, возможно, удастся решить. Кроме того, эти поезда прибывают в город Чэнду субпровинциального значения в юго-западном Китае, а с точки зрения логистики для молочной продукции это неудобно, поскольку доставлять продукцию требуется на восточное побережье.

Экспортеры скоропортящихся грузов доставляют продукцию с очевидным сокращением временных и финансовых издержек и предлагают китайскому покупателю свежую продукцию с максимальным остаточным сроком годности. Ускоренная доставка продуктов пользуется спросом, но логистику предлагается улучшить.

«Агроэкспресс» как бесперебойный канал поставки и ускоренного прохождения грузов через границу пользуется спросом у экспортеров. В списке самой популярной продукции - кондитерская продукция, мясная и молочная, растительные масла, бакалея и безалкогольные напитки. По данным РЭЦа, всего из России в Китай в 2020 г. было отправлено порядка 1 млн тонн продукции АПК (без учета зерновых и жмыха), а с помощью «Агроэкспрессов» - порядка 996 000 тонн.

Еще одно перспективное направление проекта - Узбекистан, перевозки туда начаты в ноябре 2021 г. В рамках проекта планируется отправлять порядка 40 000 - 60 000 тонн в год с выходом на 400 000 - 450 000 тонн к 2025 г. В январе стартовали «Агроэкспрессы» в Азербайджан. Планируется, что объемы поставок продукции АПК в этом направлении к 2025 г. может вырасти до 100 000 тонн». Также планируется масштабирование проекта и в Казахстане. РЖД и «Казахстан темир жолы» («Казахстанские железные дороги») подписали соответствующее соглашение в августе 2021 г., но перевозки пока не начались.

В первом полугодии 2022 г. «РЖД логистика» планируют расширить номенклатуру продукции и маршрутную сеть «Агроэкспрессов» из России в Китай. До пяти поездов ежемесячно будут отправляться в провинции Сычуань, Хэйлунцзян, Шаньдун, и Гуандун. Помимо мясных, молочных зерновых и грузов будут цитрусовые. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации уже согласовало заявки пяти производителей». В планах развития также масштабирование экспортных маршрутов в страны СНГ, в том числе в Киргизию и Таджикистан, и в страны Европейского союза, например в Венгрию, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.


23 марта 2022 11:15
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~O6Bfh
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости