Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Отпечаток пандемии на рыке микрофинансовых организаций

В 2020 году помимо «черного лебедя» в виде пандемии COVID-19 на рынок оказали влияние несколько новых тенденций.

После краткосрочного эффекта сжатия выдачи (особенно в офлайне) многие МФО стали наблюдать изменение модели потребительского поведения, а также рост спроса на микрозаймы из-за стагнации реальных располагаемых доходов и одновременного инфляционного скачка.

Увеличение количества входящих заявок позволило во втором полугодии 2020 года показать адекватную восстановительную динамику, причем микрофинансовые компании выросли не только быстрее рынка, но и без ущерба для качества активов. Совокупный портфель микрозаймов всех МФО вырос до 249 млрд рублей (+18% против +30% за 2019-й).

Объем выданных микрозаймов на фоне последствий локдауна в офлайне и ужесточения скоринга в онлайне в первой половине 2020 года едва превысил показатели предшествующего года, составив 417 млрд рублей.

Просадка во втором квартале по совокупному портфелю составила 3% по отношению к предшествующему кварталу, а по объему выдачи микрозаймов минус 25% по сравнению со вторым кварталом 2019 года, преимущественно за счет доминирующих сегментов микрозаймов физических лиц (76% от всего портфеля микрозаймов и 87% выдачи за 2020 год). Микрозаймы МСБ благодаря значительно большим по размеру суммам и срочности, напротив, проявили относительную инерцию.

Активное восстановление микрофинансового бизнеса наблюдалось во втором полугодии 2020 года, однако по итогам 2020 года рынок МФО не вышел на прежнюю траекторию роста. Отчасти поддержку совокупному портфелю оказал сегмент микрозаймов МСБ, доля которого в совокупном портфеле возросла за год с 19 до 24%. Соответствующее увеличение стало возможным благодаря докапитализации фондов поддержки предпринимательства и отчасти экспансии банковских МФО в сегменте МСБ, при этом основной прирост рынка наблюдался по микрозаймам физических лиц по мере восстановления экономической конъюнктуры.

На фоне пандемии и обострения конкуренции все МФК не только ужесточили скоринг, но и пересмотрели подход к клиенту как к источнику долговременного заработка, отмечает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Александр Цвырко.

До существенного роста стоимости привлечения нового клиента с учетом значительного потенциала рынка среди МФО была распространена практика максимизации прибыли с клиента в краткосрочном периоде.

В текущих условиях попытки полного изъятия «потребительского излишка» могут привести к перетоку наиболее платежеспособных клиентов МФО в банки или к более лояльным по условиям конкурентам на рынке. В этой связи пандемия способствовала пересмотру политики в отношении дополнительных продуктов, удлинению продуктовой линейки и привлечению более долгосрочного финансирования.


Фото: yandex.ru
20 июля 2021 17:36
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~5yvIr
Комментарии


Актуальное видео
07.05.2024 15:26:00
Международная премия #МЫВМЕСТЕ - поддержка лидеров социальных изменений
Наш паблик
Архив газет

Новости