Предыдущая версия демпфирующего механизма начала применяться с 1 января 2019 года. Результатом применения демпфирующего механизма явилось управление ростом цен на бензин на АЗС на уровне инфляции и даже ниже.
Новые параметры в формуле демпфирующего механизма приведут к увеличению размера компенсации бюджетных средств в адрес нефтеперерабатывающих заводов.
Схема применения параметров демпфера следующая: бюджет доплачивает нефтяным компаниям, поставляющим топливо на внутренний рынок, в случае высоких мировых цен на топливо, компенсируя их потери от ограничения экспорта. В обратном случае происходит изъятие части доходов, когда продажи на внутреннем рынке выгоднее.
С 1 мая базовая цена бензина, при превышении которой выплаты начинают идти из бюджета нефтеперерабатывающим компаниям, снижается на 4 тыс. рублей до 52,3 тыс. рублей за тонну. Для дизельного топлива базовая цена в 2021 году сохранится на уровне 50,7 рублей за тонну.
Увеличение выплат отразится на расходах федерального бюджета. Нагрузка на него возрастет по оценке Минфина на 350 млрд рублей в 2021-2023 году. Половина будет компенсирована за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых.
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Александра Репичева, обновленная формула демпфера близка к рыночным котировкам и является более актуальной по сравнению с устаревшим вариантом, принятым в 2019 году. С начала применения новой формулы следует ожидать стабилизации цен на АЗС.