Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Продление антикризисных мер в государственных закупках

В частности, предусмотренное ч. 64.1 ст. 112 Закон о контрактной системе (44-ФЗ) право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта (за исключением случаев наличия аванса) продлено до 31 декабря 2023 г.

По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирины Ереминой, данная мера представляет особый интерес для субъектов малого и среднего предпринимательства как наиболее уязвимых с точки зрения финансовой устойчивости. Хотя участие в государственных и муниципальных закупках, с одной стороны, предполагает получение возможности исполнения государственного заказа, а также соответствующей прибыли, но с другой - обязательно обременено рядом предварительных значительных затрат: как на исполнение контрактных обязательств, так и на предоставление заказчику обеспечения исполнения контракта. В таких случаях поставщики нередко оказываются в сложном финансовом положении, поскольку предоставление обеспечения исполнения денежными средствами предполагает «заморозку» последних на время исполнения контракта, что крайне невыгодно для осуществления хозяйственной деятельности. В свою очередь, в нынешних экономических условиях нередки случаи отказов банков в предоставлении кредитов (независимых гарантий), притом, что такая выдача остается на усмотрение банков и не зависит от действий поставщика.  Подобные отказы ставят под существенный удар поставщика и его дальнейшую деятельность, что явно прослеживается в делах антимонопольных органов по включению сведений о поставщиках, столкнувшихся с подобными отказами, в реестр недобросовестных поставщиков (см., например, дело №А40-183767/2022).  При этом данные поставщики могут быть надлежащими исполнителями государственных заказов на регулярной основе на протяжении многих лет, однако сложная экономическая обстановка приводит к ужесточению условий банков по выдаче гарантий.

В связи с этим необязательность требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта, безусловно, помогает поставщикам беспрепятственно участвовать в закупках, расширяет круг потенциальных участников, в чем заинтересованы и заказчики.

Также до конца 2023 г. продлена возможность изменения существенных условий контрактов при исполнении обстоятельств, влекущих невозможность исполнения (ч. 65.1 ст. 112 Закон о контрактной системе (44-ФЗ)). Здесь важно помнить, что для такого изменения необходимо решение органа власти соответствующего уровня, что, как показала практика, существенно осложняет использование антикризисной меры.

Особого внимания заслуживает факт продления до конца 2023 г. возможности закупок у единственного поставщика (и самостоятельного установления порядка их проведения) по акту исполнительного органа власти субъекта Федерации или Правительства РФ. Стоит признать, что в 2022 г. это основание для закупки у единственного поставщика использовалось чаще всего. Такая популярность обусловлена фактическим отсутствием специальных требований к данным закупкам: субъект РФ или правительство самостоятельно выбирают основания, порядок, сроки и прочие условия контракта. Осенью 2022 г. ФАС России высказывала опасения относительно возможного негативного влияния рассматриваемой антикризисной меры на конкуренцию на различных рынках. Они были связаны с ростом закупок у единственного поставщика, в том числе на высококонкурентных рынках, которые по умолчанию предполагают проведение конкурентных процедур, в то время как закупки у единственного поставщика искажают существующую конкуренцию, выступая для одних поставщиков действительно антикризисной мерой, а для других - препятствием к доступу на соответствующий рынок. Тем не менее меры доказали эффективность, поэтому были продлены.


14 марта 2023 18:09
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~7xJyU
Комментарии


Актуальное видео
07.05.2024 15:26:00
Международная премия #МЫВМЕСТЕ - поддержка лидеров социальных изменений
Наш паблик
Архив газет

Новости