В результате, многие сегменты социально-экономической сферы сжались. В значительной степени эти проблемы отразились на малом и среднем бизнесе, в деятельность которого вовлечено значительное число экономически активного населения.
В таких условиях франшиза становится перспективным механизмом восстановления экономической ситуации в стране, развития рынка труда, улучшения условий ведения бизнеса. Суть франшизы заключается в том, что ее владелец (франчайзер) на платной основе передает покупателю свой товарный знак, модель ведения бизнеса, поддержку в продвижении товара или услуги и логистику и т.д. Поскольку спросом пользуются только хорошо зарекомендовавшие себя бизнес-решения, риски покупателей франшизы снижаются, а вхождение на рынок становится проще.
В 2021 году рынок мировой франчайзинга демонстрирует уверенный рост. Например, в США за текущий год ожидается открытие 26 тыс. новых точек и создание 800 тыс. новых рабочих мест. По данным Международной ассоциации франчайзинга, вклад предприятий, созданных на основе франшиз, в ВВП США составит 780 млрд долларов (3,5; от ВВП страны).
В России картина выглядит гораздо скромнее, но тоже весьма впечатляющей. Согласно оценкам Российской ассоциации франчайзинга, суммарный оборот таких бизнес структур составит около 2,1 трлн рублей (2% от ВВП), в которых трудоустроено 1,6 млн человек.
Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ольга Попова отметила, что такая бизнес модель представляет особый интерес для активных граждан молодого и среднего возраста, не имеющих опыта предпринимательской деятельности. Современный рынок предлагает готовые бизнес решения в сфере услуг, производства, общественного питания и торговли. Стоимость успешных франшиз, отмеченных Forbs, начинается от 300 тыс. руб. (СДЭК - оператор по экспресс-доставке с годовой прибылью в расчете на 1 точку 3 млн руб. в год, White & Smile - салоны по отбеливанию зубов (годовая прибыль в расчете на 1 салон 1 млн руб.) и т.д.). В сегменте дорогих франшиз (от 5 до 25 млн руб.) лидирует сеть пиццерий Papa John’s за 6 млн руб. со средней годовой прибылью на 1 точку 6 млн руб. Самую дорогую франшизу рейтинга предлагает новосибирская картографическая компания 2GIS (24,5 млн руб.) со средней прибылью на 1 точку 8,8 млн в год.
Таким образом, франчайзинговая бизнес-модель является интересным и перспективным механизмом развития малого и среднего предпринимательства в России.