Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Школьная жизнь орловца Сергея Шарова протекает между цифрами и звёздами

Учитель астрономии и информатики гимназии №34 г. Орла Сергей Шаров выиграл региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2019 году.

Учитель астрономии и информатики гимназии №34 г. Орла Сергей ШаровЗачастую педагоги говорят о преемственности, учительских династиях. У Шарова не было учителей в семье. Это просто его призвание. Он трепетно относится к профессии и детям. И за девять лет работы в школе сомнений в правильности выбора не испытывал.

- Разве что когда учителям советуют сходить в бизнес поработать, - улыбается он. - Финансовое положение, конечно, важно, тем более когда ты глава семьи, но когда чувствуешь поддержку именно эмоциональную, а дети всегда заряжают этой энергией, ты забываешь про материальные блага.

Супруга Сергея тоже педагог, в вузе преподаёт. Специализация у обоих - математика и информатика. Есть что обсудить вечером на маленькой кухне. У жены учатся его бывшие школьники: получается, муж ей поставляет кадры.

- Часто слышу, что учитель сразу выхватывает более способных учеников и старается больше работать именно с ними. А вы? - спрашиваю Сергея Николаевича.

- С одной стороны, мы должны ориентироваться на одарённых детей, потому что у нас ракеты падают на протяжении пяти лет, а кто-то их должен конструировать и кто-то их должен запускать, - говорит Шаров. - Но с другой стороны, в классе с наполняемостью 25 человек действительно одарённых будет несколько, и учитель, как правило, усредняет поставленные задачи для того, чтобы и одарённых не забыть, но и чтобы двоечник не сидел и не смотрел весь урок в окно, считая ворон. И мастерство учителя в том, чтобы найти подход к каждому.

У Сергея Шарова есть ученики, которыми он гордится. Они увлечены учёбой, участвуют в научно-практических конференциях, и здесь особняком стоит научно-практическая конференция МИФ, которую ежегодно в феврале проводит ОГУ, наш базовый университет.

- Начиная с 2017 года в секции «Астрономия» мои воспитанники непременно занимают первые места, - говорит учитель. - В этом году, правда, второе. Два года назад Василий Козлов, на тот момент ученик 10-го класса, разработал очень интересную модель, которая отражает основные позиции общей теории относительности Эйнштейна.

Жёсткую конструкцию из полипропиленовых труб и лайкры готовили целый месяц, подключив учителей технологии и ОБЖ.

В 2018 году восьмиклассники Илья Осипов и Артём Кабанов представляли работу «Луна как объект для астрофотографии». Никакого велосипеда изобретено не было, а было описание: как собрать телескоп, какие погодные условия необходимы для качественной фотографии небесного объекта, указывали конкретные модели приспособлений, какие настройки цифровой камеры нужно применить и т. д. В общем, давали советы и лайфхаки.

Лучшие фото, например, получаются в первой четверти растущей Луны, и никак не полной. Игра света и тени, линия терминатора очень хорошо видны.

- Когда впервые ребята слышат слово «терминатор», начинают смеяться и шутить, вспоминая Шварценеггера, - рассказывает Сергей Николаевич. - Я им объясняю, что терминатор - это стык тьмы и света, самая интересная область на Луне.

С 1993 года астрономия выпала из школьной программы. В Орловской области она полноценно и повсеместно вернулась лишь в 2018 году. В некоторых школах региона в качестве эксперимента - на год раньше.

- Астрономия рассматривает фундаментальные понятия науки - пространство, время, массу, - говорит Шаров. - А если мы не знаем базовых вещей - мы вообще ничего не знаем о мире, где живём. Но ведь это же страшно. Некоторые и сейчас, в XXI веке, доверяя своему зрению, считают, что Солнце вращается вокруг Земли. А в Интернете можно увидеть десять доказательств, что Земля плоская. А ведь современные познания о той же Солнечной системе за последние годы сильно расширились, и детям всё это очень интересно. Вообще, задача современной школы - научить ребёнка учиться, получать информацию, правильно её обрабатывать и правильно делать выводы. Вот тот же телескоп. Кто его изобрёл? Галилео Галилей. Где он жил? В какие времена? Что происходило в эти времена? Мы не зацикливаемся на астрономии и на приборе как на оптическом устройстве. Я должен рассказать детям всесторонне о том, чем мы занимаемся. Это позволяет прочувствовать связь междисциплинарную и межнаучную.

Но многие серьёзные вещи можно подавать интересно, творчески. Вот чтобы быстрее запомнить расположение планет в Солнечной системе, можно заучить стихотворение Аркадия Хайта:

По порядку все планет

Назовёт любой из нас

Раз - Меркурий

Два - Венера

Три - Земля

Четыре - Марс

Планеты, созвездия… Астрономией Шаров заболел, однажды посетив Крымскую астрофизическую обсерваторию. Вот уже 11 лет он находится во власти этой «звёздной болезни». И она передаётся ученикам.

Проект назвали «Астрономия под фонарём». Такой вот парадокс, ведь астрономические наблюдения никак не совместимы с искусственным освещением. Но куда в городе от этого денешься? Засветки всё больше и больше, и как бы далеко ни забирались современные звездочёты в школьный сад, идеальной темноты не получается.

Самому Шарову больше всего нравятся красивые и яркие созвездия, с которыми связано много легенд. Вот, например, три - Кассиопея, Цефей и Андромеда - это целая семья: царица, царь и их дочь. И ещё знаменитая туманность Андромеды, которая является ближайшей к нам галактикой, нашей соседкой.

С туманностью Андромеды у Сергея Шарова связана интересная история. Он с детьми фактически охотился за туманностью, чтобы получить фотографии. С 2016-го по 2018-й длился проект. Тут должно было сойтись воедино множество факторов - созвездие должно находиться не в зените и не на малой высоте, а потому важно время года, время суток, погодные условия и т.д. В общем, три-четыре месяца не получалось. Вот целый день светит солнце, хорошая атмосфера, а к вечеру набегают тучи. В итоге астрономы всё же добились своего. Наконец нашли туманность. Сначала, правда, дети разочаровались, ожидая увидеть нечто яркое и невероятное. А там какое-то туманное облачко невзрачное.

- Возможно, там тоже какой-нибудь недовольный семиклассник смотрит на нашу галактику Млечный Путь, и она его тоже не впечатляет, - шутил учитель.

Но потом дети поняли всю уникальность момента - ведь они наблюдают соседнюю галактику, видят то, что не видели ни их дедушки-бабушки, ни их родители и даже многие одноклассники. Это же прикосновение к настоящему космосу!

Фото было очень сложно снимать школьным обычным телескопом-рефрактором, и Шарову как астроному-любителю со стажем уже хотелось чего-то большего. Недавно он купил новый телескоп. Так что исследования будут продолжаться.

В 2013 году на Селигере в смене «Учитель будущего» Сергей Шаров ознакомился с другим интересным направлением - робототехникой. И в этом направлении работа уже ведётся. Есть первые успехи.

Что для учителя конкурс? Проверка на уровень или лишняя головная боль?

- Конкурс - это и ярмарка достижений, ведь можно и оценить свою деятельность, и почерпнуть что-то у коллег, - говорит Шаров. - Это и ступенька в карьере, конкурс закаляет во многих отношениях. Мой успех - это успех команды: администрации школы, коллег и, конечно, учеников. Сейчас идёт интенсивная работа с институтом развития образования.

В сентябре в Грозном Сергей Шаров будет представлять Орловскую область на всероссийском этапе конкурса. Он приложит все усилия для того, чтобы продемонстрировать качество орловского образования.

Автор: Анжела Сазонова
14 мая 2019 11:58
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~oInMk
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости