21 марта 2024 в Санкт-Петербургском горном университете прошло обсуждение хода модернизации высшего образования. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, также принимавший участие в заседании, прокомментировал Российской газете суть модернизации: «Например, в инженерном образовании будет определенный набор дисциплин, которые формируют, с одной стороны, мировоззрение у студента, а с другой - готовят из него профессионала высокого уровня под потребности работодателя. Появление такого ядра сформирует единое образовательное пространство на территории России. И поспособствует студенческой мобильности».
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Инны Карповой, модернизация российского высшего образования обусловлена как внешнеполитическими процессами последних двух лет, так и объективным запросами рынка труда в кадрах, обладающих необходимым набором компетенций в той или иной сфере. В первую очередь, речь идёт о критически важных для страны отраслях.
«Выход России из Болонской системы потребовал пересмотра уровней высшего образования. Деление на уровни бакалавриата и магистратуры изначально вызывали вопросы как у профессионального сообщества педагогов, так и у работодателей. Диплом бакалавра ограничивал карьерные возможности выпускников. Предложенная замена на трёхступенчатую систему высшего образования, включающую базовое высшее образование, специализированное высшее образование (и аспирантуру, как уровень профессионального образования) пока не даёт понимания, в чём будет существенное отличие от прежней системы. Ещё один вопрос, который также нужно прояснить для понимания сообществом работодателей, это статус уже выданных дипломы бакалавра и магистра. Переход на предложенную систему потребует разработки новых стандартов высшего образования, но, на мой взгляд, они могут быть едиными только в части дисциплин, формирующих мировоззрение», - отметила эксперт.