Компетентный юрист, специалист с учёной степенью по конституционному праву, защите прав граждан на предпринимательскую деятельность в России, офицер Лыкин не делит обратившихся на своих и чужих.
Напомним, у предпринимательского сообщества региона возможность обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Орловской области появилась в 2013 году. Обращения к Лыкину от предпринимателей об ущемлении своих прав стали поступать ещё до его официального назначения на должность - у людей бизнеса тогда наболело.
А вот в прошлом году к уполномоченному обращались меньше, чем в предыдущие годы, при этом объектов малого и среднего бизнеса стало больше - 27 тысяч. Этот показатель вернулся к уровню 2011 года.
- Власть и бизнес идут навстречу друг другу, - объясняет позитивные перемены Евгений Лыкин. - Приняты законы, направленные на снижение налоговой нагрузки для субъектов МСП, консолидированы усилия органов власти, института уполномоченного с общественными объединениями предпринимателей.
Из прошлогодних обращений большая часть касается осуществления контрольно-надзорной деятельности территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Только в одном случае обжаловалось действие контрольно-надзорного органа субъекта.
Отсутствие обращений по региональному контролю обусловлено в том числе активной работой в рамках целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации».
- В области между уполномоченным по защите прав предпринимателей и всеми контрольно-надзорными органами заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. Уполномоченный имеет право участвовать в проверках, - подчёркивает бизнес-омбудсмен.
В 2018 году уполномоченный участвовал в 33 судебных разбирательствах. Среди примеров восстановления нарушенных прав и законных интересов предпринимателей - признание незаконной позиции налогового ведомства и органов Пенсионного фонда, касающейся исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями «за себя»; отмена обвинительного приговора Ливенского районного суда в отношении гендиректора - юридического лица за совершение деяния, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ; прекращение незаконных действий инспектора при проведении контрольнонадзорных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя; недопущение чрезмерного увеличения платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации Орла…
В 2018 году аппаратом уполномоченного подготовлено четыре заключения на проекты нормативных правовых актов, семь мотивированных предложений о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в них), которые направлены в адрес субъектов законодательной инициативы, органов власти и местного самоуправления.
Администрацией г. Орла удовлетворены мотивированные предложения уполномоченного, касающиеся снижения ряда коэффициентов, используемых при расчёте начальной цены аукциона на право размещения нестационарных объектов.
В числе выявленных системных проблем также широкое усмотрение банков при применении положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», влекущее необоснованную блокировку счетов субъектов предпринимательской деятельности; утрата права на получение мер государственной поддержки вследствие отражения в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент обращения спорной задолженности, обжалование которой осуществляется субъектом бизнеса в судебном порядке; профискальная ориентация налоговых органов при проведении налогового контроля.
Проблемы не просто выявлены - у Евгения Лыкина сформулированы способы их решения. Бизнес-омбудсмен региона на деле отстаивает интересы предпринимательства.
В 2019 году в числе задач уполномоченного наряду с восстановлением и недопущением нарушений и ущемлений прав предпринимателей - совершенствование системы закупок, упрощение доступа к льготному финансированию, создание систем акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства и поддержки фермеров, модернизация системы поддержки экспортёров и решение других важнейших задач в рамках реализации национальных проектов.