Изменения в законодательство внесены в целях совершенствования федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами.
Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Елена Селютина пояснила, что некоммерческие организации (НКО) России крайне разнообразны. К НКО относятся благотворительные и правозащитные фонды, союзы промышленников и частные школы и другие. У НКО могут быть различные источники финансирования: пожертвования частных лиц, компаний или других НКО, членские взносы, государственные гранты (например, Фонда президентских грантов), субсидии, контракты и прочее. НКО может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом согласно положениям Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях и Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» прибыль должна идти на цели деятельности организации, которые закреплены в ее Уставе, а не распределяться между участниками. Обязанности по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью НКО возложены на Минюст. Для проверки соответствия расходования денежных средств некоммерческими организациями уставным целям Минюсту России и его территориальным органам необходима информация об их финансово-хозяйственной деятельности.
Указанная информация при проведении проверок запрашивается непосредственно у проверяемых организаций. При этом некоммерческой организацией запрашиваемые документы могут быть представлены не полностью или вовсе не представлены.
После внесения изменений в законодательство Минюст России вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, в том числе у кредитных и иных финансовых организаций.