Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Уже четверть века Россия живёт по новой Конституции 1993 года

О её роли и значении в жизни нашего государства в преддверии 25-летия принятия Основного закона страны корреспондент «Орловской правды» побеседовала с председателем комитета по местному самоуправлению и регламенту Орловского областного Совета народных депутатов кандидатом юридических наук, профессором кафедры муниципального и экологического права ОГУ им. И.С. Тургенева Валерием Савиным.

Валерий Савин- Валерий Иванович, напомните, пожалуйста: в каких условиях появилась новая российская конституция 1993 года?

- Разработка и принятие нового Основного закона проходили в сложнейших условиях. Недавно распался Советский Союз, до октября 1993 года действовали Советы народных депутатов разного уровня как органы представительной и законодательной власти. В то же время набирала силу исполнительная власть во главе с Борисом Ельциным.

21 сентября 1993 года первый Президент России Борис Ельцин издал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», согласно которому Советы должны были прекратить свою деятельность, а к 12 декабря должна была завершиться разработка новой Конституции России. В стране постепенно обострялось противоборство достаточно сильных на тот момент Советов, в которых остались в основном представители бывшей КПСС, и исполнительной власти, которую представляли либералы демократического толка. По сути, это было своего рода противостояние находящихся во власти людей эпохи уходящей и эпохи приходящей. Дело дошло до трагических событий в начале октября 1993-го, когда был расстрелян Верховный Совет РСФСР. К расстрелу парламента я отношусь крайне негативно, потому что, во-первых, сила была применена публично, во-вторых, погибли люди…

- Как разрабатывался этот важнейший для жизни страны юридический документ?

- Проект Конституции готовился ещё до этих печальных событий в разных вариантах с использованием международных образцов конституционного права, которые активно обсуждались с представителями власти разного уровня. Так, в 1992 году секретарь Конституционной комиссии Олег Румянцев встречался со мной в моём рабочем кабинете председателя Советского районного Совета народных депутатов г. Орла, кем я тогда был. Часа четыре мы обсуждали с ним проект Основного закона, его очень интересовало моё мнение о предлагаемом варианте, впоследствии выдвинутом на всенародное голосование. Хотя лично мне был ближе другой проект Конституции, разработанный академиком Владимиром Кабышевым, предлагавший более выверенную систему сдержек и противовесов между ветвями власти, чуть меньше полномочий исполнительной власти и президенту, чем в победившем ельцинском проекте, который был опубликован для всенародного обсуждения за месяц до официального голосования.

В 1993 году в России, по официальным данным, проживало 147 млн человек, из них - 117 млн избирателей. В состоявшемся 12 декабря голосовании по принятию Конституции участвовали около 59 млн человек. При этом за принятие Конституции проголосовали свыше 32 млн человек. Получается, что не такая уж большая часть населения страны. Тем не менее Конституция РФ 1993 года является абсолютно легитимным документом.

- Что означал сам факт её принятия?

- С юридической точки зрения это была своего рода революция, зафиксировавшая переход от унитарного государства к его федеративному устройству, от социализма к капитализму, который тогда чаще скромно именовали рыночной экономикой. Впервые в Основном законе нашей страны была зафиксирована частная собственность. В 1995 году был принят Гражданский кодекс РФ, новые имущественные отношения стали законодательно оформляться. В те годы многие считали, что рыночные отношения всё автоматически отрегулируют. Хотя вскоре стало ясно, что без серьёзной роли государства в социально-экономической жизни страны не будет никаких положительных сдвигов.

- Что ещё принципиально нового появилось в Основном законе?

- Впервые приоритетными в деятельности власти были объявлены права и свободы человека и гражданина, которым посвящена отдельная глава. Общепризнанные международным сообществом права и свободы человека ценны сами по себе, другое дело, как это реализовано в России за минувшие 25 лет.

Также впервые был зафиксирован принцип разделения властей. Автор этой идеи французский просветитель XVIII века Шарль Луи Монтескьё предложил её для того, чтобы избежать сосредоточения власти в одних руках - одного органа или одного лица. Речь идёт о системе взаимных сдержек и противовесов.

В то же время согласно Конституции роль представительных органов в определённой степени уменьшена. В итоге произошло значительное ослабление парламентского контроля, то есть законодательной власти по отношению к исполнительной на всех уровнях - от федерального до местного.

- Валерий Иванович, а как вы как специалист в области муниципального права оцениваете определённую новой Конституцией роль местного самоуправления?

- Местное самоуправление впервые было зафиксировано в качестве самостоятельного. До сих пор вызывает споры норма, закреплённая ст. 12 в главе «Основы конституционного строя», о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. То есть формально главы муниципальных образований не подчиняются напрямую главам субъектов РФ. Таким образом, высшее должностное лицо региональной исполнительной власти не имеет права отдавать каких-либо распоряжений главам муниципалитетов и требовать их исполнения. Чтобы каким-то образом нивелировать определённый «ущерб» от этой конституционной нормы, в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесено свыше 150 изменений. За это время количество полномочий у органов местной власти увеличилось, а финансирование на их реализацию уменьшилось. Но, как ни странно, это тоже один из способов выстраивания вертикали власти. Сегодня уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований Орловской области составляет в среднем 30%, остальные 70% они вынуждены просить у региональной власти, тем самым попадая от неё в своеобразную зависимость. Я не говорю, что это хорошо или плохо, это механизм компенсации той самой конституционной нормы о том, что органы местного самоуправления не входят в структуру органов госвласти. Подчеркну, что местное самоуправление решает вопросы местного значения, связанные в первую очередь с жизнеобеспечением населения. Именно местная власть ближе всего к конкретным людям, от её положения во многом зависит устойчивость самого государства.

- Во время недавних бурных споров о повышении пенсионного возраста в России высказывалась мысль о том, что оно нарушает конституционные права граждан, ухудшая их жизнь. Так ли это?

- Сложный вопрос, который особенно болезненно восприняли люди предпенсионного возраста. Однако никаких нарушений с точки зрения конституционного права в повышении пенсионного возраста нет. Так, ст. 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основе федерального закона». В данном случае вопрос решён путём изменения федерального законодательства, и с формальной юридической точки зрения нарушения здесь нет.

- Валерий Иванович, а не пора ли разрабатывать новую Конституцию РФ?

- Считаю, что любые предполагаемые изменения в законодательстве нужно прежде всего оценивать с точки зрения того, как они отзовутся на благосостоянии людей и социальном самочувствии народа. Ни для кого не секрет, что сейчас в России очень сложная экономическая ситуация. Вот развитием реального сектора экономики и надо заняться в первую очередь, в том числе и для решения наиболее острых социальных вопросов. Думаю, что в разработке нового Основного закона пока нет никакой необходимости. Согласен с мнением многих российских учёных, что действующая Конституция РФ ещё далеко не исчерпала все свои ресурсы и возможности.

Справка

Конституция Российской Федерации - высший нормативно-правовой акт РФ, принятый 12 декабря 1993 г. путём всенародного голосования и вступивший в силу 25 декабря 1993 г.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Автор: Эльвира Легостаева
20 ноября 2018 15:27
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~TZnVa
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости