Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

В ближайшие годы систему государственного надзора за деятельностью бизнеса ждут серьезные изменения

В настоящее время в России осуществляется масштабная реформа системы государственного контроля и надзора, которая получила название «регуляторная гильотина».

О причинах этой реформы, ее задачах и содержании рассказывает эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС.

Российское законодательство содержит значительное количество требований, которые во многом затрудняют, а иногда и делают невозможным развитие бизнеса. В России действует свыше 9 тысяч нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при проверках, многие  из них противоречат друг другу и не отвечают требованиям времени. Только на соблюдение новых требований, введенных в 2018 году, издержки предпринимателей превышают 150 млрд руб. По данным Минэкономики, в РФ контролем и надзором заняты 44 органа власти, всего же насчитывается больше 180 видов госконтроля. Нередко в рамках надзора различные государственные органы дублируют друг друга, проверяя соблюдение одних и тех же требований. По словам заместителя руководителя аппарата Правительства РФ Юрия Любимова, если соблюдать все требования, то ни одна отрасль в России не будет рентабельна: «Самая большая беда не в том, что контроль сложный, а в том, что он бессмысленный, из-за чего страдает безопасность».

В феврале 2019 г. председатель Правительства России Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском экономическом форуме заявил о необходимости радикального решения проблемы избыточных, неэффективных и устаревших обязательных требований к бизнесу с помощью метода «регуляторной гильотины» - масштабного пересмотра существующих законодательных требований. Сократить их число необходимо прежде всего в наиболее зарегулированных сферах - это транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария и санэпиднадзор. Новые требования к бизнесу должны быть «простыми, понятными и направленными на реальное снижение социально значимых рисков», а процедура контроля - «упорядоченной и эффективной». Для проведения этой реформы в Правительстве была создана специальная структура - Департамент регуляторной политики, который непосредственно занялся обновлением законодательства в области контроля. В режиме пилотного проекта первым эта реформа затронет сферу общественного питания.

В июне Дмитрий Медведев утвердил план по реализации «регуляторной гильотины», который предусматривает «установление единого порядка и сроков разработки нормативно-правовой базы». Согласно плану, в сентябре 2019 г. в Государственную думу должен быть внесен проект нового закона о контрольно-надзорной деятельности внесут в Госдуму, а в октябре 2019 г. проект ФЗ «Об обязательных требованиях». Предварительно эти и другие документы обсудят в кругу экспертного и предпринимательского сообществ. К 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные контрольно-надзорные требования, должен быть полностью заменён на новые. Схожие реформы в зарубежных странах занимали от девяти месяцев до трёх лет.

Главная сложность при проведении этой реформы - это огромный объем работы, которую предстоит выполнить. Под «регуляторную гильотину» попадут почти две сотни видов контроля и надзора. По каждому из видов существует в среднем несколько сотен актов. Необходимо будет пересмотреть сотни тысяч обязательных требований - это очень масштабный, продолжительный и трудоемкий процесс. Однако без этой реформы невозможно эффективное развитие предпринимательства, экономический рост и создание благоприятного делового климата в стране.


18 декабря 2019 15:56
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~JjWSR
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости