Единый заказчик будет распределять государственные заказы на строительство объектов капитального строительства, финансируемые за счет средств федерального бюджета. В компетенцию Единого заказчика не входит строительство объектов транспортной инфраструктуры, обороны, безопасности, внешнеполитической деятельности, а также объектов «Росатома» и «Роскосмоса». Согласно Закона №435-ФЗ Единый заказчик должен быть создан путем слияния или преобразования федеральных казенных учреждений, выполняющих функции государственного заказчика и находящихся в ведении разных министерств. Перечень таких учреждений определит Правительство РФ. Учредителем Единого заказчика будет Российская Федерация. Согласно федерального закона от 22.12.2020 №448-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Единый заказчик наделяется бюджетными полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета в сфере строительства. Компании предоставляется право принимать решения о реализации бюджетных инвестиций. Принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 79 БК РФ осуществляется в форме организационно-распорядительных документов (актов) компании. При этом для принятия решений, в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более информация о таких решениях направляется в Госдуму и Совет Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Закупку строительных работ (в том числе инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства) Единый заказчик будет осуществлять в соответствии с требованиями федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По мнению эксперта Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Ирины Ереминой, создание Единого заказчика позволит сократить сроки строительства, предотвратит появление незавершенных строительством объектов, повысит эффективность государственных капитальных вложений при осуществлении функций государственного заказчика. Создание Единого заказчика входит в общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.