Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

В России будут упразднены конституционные (уставные) суды субъектов РФ

В декабре вступил в силу Федеральный конституционный закон от 8 декабря 2020 г. №7-ФКЗ, предусматривающий упразднение в России конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Причину появления этого законопроекта и его положения  комментирует эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.

Статья 5 Федерального конституционного закона от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» предусматривает, что до 31 декабря 2022 года включительно конституционные и уставные суды субъектов РФ будут упразднены. Конкретную дату ликвидации определят сами регионы. Со дня вступления в силу указанного закона конституционные и уставные суды субъектов РФ не смогут рассматривать новые дела, а рассмотрение дел, уже принятых к производству, они должны завершить до упразднения.

Данный федеральный конституционный закон был разработан и принят в связи с внесением поправок в Конституцию РФ в 2020 г. Новая редакция ст. 118 Конституции РФ закрепила исчерпывающий перечень судов, входящих в судебную систему Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ в этом перечне отсутствуют.

Напомним, что конституционный или уставной суд субъекта РФ - это специальный орган конституционного правосудия и контроля. Создание этих судов было предусмотрено Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». В этом законе указывалось, что субъекты РФ могут по собственному желанию создавать свои конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия законов  и других нормативных правовых актов субъекта РФ, актов органов местного самоуправления Конституции (Уставу) региона, а также для толкования Основного закона субъекта РФ.

Надо отметить, что далеко не все субъекты РФ воспользовались своим правом создать конституционные или уставные суды. За первые 13 лет существования этой системы было учреждено 15 конституционных (уставных) судов субъектов РФ, затем этот процесс замедлился. Кроме того, ряд субъектов РФ ликвидировали созданные в них суды - так, в 2014 г. был упразднен Уставной суда Челябинской области, в 2018 г. - конституционные суды республик Бурятия и Тыва. К настоящему времени в России существуют конституционные (уставные) суды только в 15 из 85 субъектов РФ - это конституционные суды республик РФ и три уставных суда - в Санкт-Петербурге, Калининградской и Свердловской областях.

Один из главных аргументов в пользу ликвидации конституционных (уставных) судов субъектов РФ - это необходимость выделения значительных денежных средств из бюджета субъекта РФ на их финансирование и небольшое количество дел, рассматриваемых этими судами. Например, в 2015 году в Татарстане на работу суда было выделено 34,5 млн рублей, при этом было вынесено всего 23 решения. В республике Марий Эл конституционный суд вынес четыре решения (из них два постановления) и получил финансирование на 16,5 млн рублей. В том же году в Чеченской республике и в Тыве конституционные суды не вынесли ни одного решения, но на их финансирование было потрачено 35,4 млн и 27,2 млн рублей соответственно.

В то же время в отдельных регионах РФ конституционные (уставные) суды рассматривали достаточное количество дел по обращениям граждан, связанных с нарушением их социальных прав, выступая в качестве последней инстанции после отказа в удовлетворении их требований судами общей юрисдикции. В качестве примера из практики Конституционного суда Республики Ингушетия можно привести постановление от 27.02.2019 № 20-П, которым признана неконституционной норма, лишавшая вынужденных переселенцев права на получение жилья, и постановление от 28.11.2013 № 5-П, по результатам которого размер денежной компенсации для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования выпускникам образовательных организаций - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, был увеличен более чем в два раза.

Ликвидацию конституционных (уставных) судов субъектов РФ следует рассматривать в контексте современного этапа развития федерализма в России. В современной России федеральный центр принял на себя регулирование большинства вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Конституционно-правовое развитие субъектов Федерации в основном сводится к приведению своего законодательства в соответствие с федеральным. Поэтому в упразднении конституционных (уставных) судов можно увидеть продолжающийся процесс централизации федеративных отношений и утраты субъектами РФ элементов самостоятельности, поскольку конституционные (уставные) суды субъектов РФ  во многом символизировали их государственность, самостоятельность в решении вопросов собственного ведения.

Федеральный конституционный закон от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ предусматривает, что субъекты РФ вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти этих субъектов. Их полномочия в законе не прописаны, это отдается на усмотрение самим регионам.

Однако потенциальная эффективность деятельности этих советов как органов регионального конституционного контроля представляется сомнительной. Во-первых, также как и в ситуации с конституционными (уставными) судами, создание конституционных (уставных) советов является правом, но не обязанностью регионов. И если конституционные и уставные суды были ранее созданы только в 15 из 85 субъектов, остается неясным, сколько же регионов воспользуются своим правом создавать эти советы.

Во-вторых, в отличие от конституционных и уставных судов, являвшихся независимыми органами судебной власти, конституционные (уставные) советы могут создаваться при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. В этой связи смогут ли они быть самостоятельными при проверке на соответствие конституции субъекта РФ законы, принятые органами власти, при которых действуют эти советы - большой вопрос. К тому же, с большой долей вероятности можно предположить, что решения, принимаемые этими советами, не будут носить  обязывающий характер, субъекты РФ не пойдут на то, чтобы иметь дополнительный орган контроля за их решениями.

21 Февраля 2021 18:41
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~CInAX
Комментарии


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Актуальное видео
06.09.2021 11:09:00
10
Наш паблик

Архив газет