Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Великая Дидактика и дистанционные технологии

15 ноября исполняется 350 лет со дня смерти одного из основоположников педагогической науки, выдающегося мыслителя своего времени - Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Его жизнь завершилась в Амстердаме, вдали от любимой им родины. Я.А. Коменский был епископом общины Моравских братьев и на себе испытал ужасы войн и религиозных преследований.

Коменский имел разносторонние интересы: он работал над словарём чешского языка, составил географическую карту Моравии; пережив Тридцатилетнюю войну и гонения со стороны католиков, он оставил трактат «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», который был полностью опубликован только лишь в 1966 году. Видя путь к исправлению мира в совершенствовании системы воспитания и образования людей, Коменский высказывал и воплощал на практике такие новаторские для своего времени идеи, как обучение на родном языке, преподавание через игру, совместное обучение девочек и мальчиков, необходимость всеобщего образования. Главным его вкладом в педагогику, которым мы пользуемся по сей день, считается классно-урочная система. Свои взгляды ученый обобщил в книге «Великая Дидактика», идеи которой не устарели и до настоящего времени.

Лозунгом «Великой Дидактики» стало «Учить всех и всему, … кратко, приятно и основательно». Современная образовательная система подвергается мощнейшему вызову со стороны новых технологий передачи информации. Эпидемия коронавируса и необходимость использования дистанционных форм обучения поставили на повестку дня принципиальный вопрос об отходе от традиционных образовательных форматов, замене их цифровыми технологиями. Эксперт Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ Светлана Букалова отмечает, что информатизация образования, во-первых, расширяет возможности индивидуального взаимодействия учителя и ученика, построения индивидуальных образовательных траекторий и раздробления класса/учебной группы как коллектива. Если такой подход, по мнению эксперта, может быть оправданным при сохранении групповой работы в качестве уже не базовой, но специальной педагогической технологии, то другой тренд эпохи «дистанционка» вызывает особую тревогу эксперта. Речь идёт об отходе от текстовой культуры и агрессивном внедрении аудиовизуального способа передачи информации, вплоть до обязательного чтения лекций в Zoom, которое практикуется некоторыми вузами.

Наш сегодняшний герой, Я.А. Коменский, был провозвестником наглядности в обучении, выпустив первый иллюстрированный учебник иностранного языка «Мир чувственных вещей в картинках», настаивая, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них». Этот подход оправдан для начальной ступени образования, незаменим для обучения практическим навыкам, однако имеет свои ограничения. При изучении дисциплин, имеющих высокую степень абстракции (а таковы предметы высшей школы), визуальный ряд служит скорее средством привлечения внимания, а порой и «маскирует» отсутствие системного подхода к изложению материала. В том же ряду стоит и злоупотребление представлением учебного материала в виде слайд-презентаций PowerPoint. Известнейший российский авторитет в сфере дизайна, Артемий Лебедев, является убеждённым противником засилья слайд-презентаций, утверждая, что «лучшая презентация - та, которую не показали».

Светлана Букалова отмечает, что умение грамотно и связно излагать свои мысли в письменной форме является важным достоянием эпохи всеобщей грамотности и не должно быть утеряно. В преподавании должны быть задействованы разные каналы восприятия, но в основе должна лежать адекватность образовательной технологии решаемым с её помощью образовательным задачам.


15 Ноября 2020 09:26
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~8zBPN
Комментарии


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Актуальное видео
26.05.2021 12:35:00
Конкурс для школьников
Наш паблик

Архив газет