Воспитание искусством

Наполнить юную душу любовью к прекрасному выдающийся композитор, музыкант и педагог Дмитрий Кабалевский считал наиважнейшим делом.

Его имя ассоциируется с молодостью и молодёжью: основная часть из более четырёхсот произведений сочинена для детей и юношества. Во времена СССР не было школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка, особенно песни. А люди старшего поколения хорошо помнят беседы Кабалевского в Третьяковской галерее «Музыка, живопись, жизнь».

Предназначением же Дмитрия Борисовича Кабалевского - знаменитого отечественного композитора, общественного деятеля, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР - было учительство. В 1970 году Кабалевский разработал программу «Музыка» для общеобразовательных школ. Это был, по сути, революционный переворот в преподавании «второстепенного предмета». Музыкальная безграмотность не менее порочна, чем безграмотность вообще, утверждал композитор.

Его идеи взяли на вооружение современные музыкальные школы и школы искусств. Как уже писала наша газета, недавно в Орле побывала дочь Кабалевского Мария Дмитриевна - президент некоммерческого фонда им. Д.Б. Кабалевского по содействию развития общего и профессионального музыкального образования, музыкальной культуры, искусства и исполнительства. Мария Дмитриевна нашла время, чтобы рассказать корреспонденту «Орловской правды» о родителях, семейных традициях, творческой атмосфере, царившей в доме.

дочь Кабалевского Мария Дмитриевна- Мария Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, о целях создания вашего фонда, многое ли сегодня удаётся сделать?

- Некоммерческий фонд имени Д.Б. Кабалевского по содействию развития общего и профессионального музыкального образования, музыкальной культуры, искусства и исполнительства был создан пять лет назад с единственной целью - всеми силами поддерживать и распространять огромное музыкальное и педагогическое наследие, оставленное моим отцом.

Время доказало, что музыка композитора Дмитрия Кабалевского по-прежнему востребована во всём мире, особенно инструментальная. Об этом говорят многочисленные конкурсы его имени. А педагогическое наследие вообще трудно переоценить. Ведь программа Кабалевского стала прорывом в художественной педагогике, особенно такой её ветви, как педагогика искусства. «Воспитание должно быть целостным, - говорил отец. - Если мы воспитываем только научное мышление и умерщвляем эмоциональную жизнь ученика, то этим мы наносим прежде всего вред интеллектуальному мышлению». Всё это актуально и сегодня, поэтому вызывает такой интерес на проводимых нашим фондом многочисленных встречах, мастер-классах, научно-практических конференциях в России и за рубежом.

Поэтому я взялась и за издание журнала «Учитель музыки». Хочется возродить тот особый «кабалевский» дух и ту атмосферу, которые пробуждали бы в людях воодушевление и веру в то, что их участие в музыкальном воспитании детей и юношества очень важно для страны.

И всё это сполна есть в Орловской школе искусств, носящей имя моего отца. Здесь есть его дух, здесь живут и процветают его творческие идеи. Поэтому очень рада, что побывала в вашем городе. Как бальзам на душу!

- А каким Дмитрий Борисович был в семье?

- Очень внимательным, тёплым и любящим. При всей его постоянной занятости музыкой и общественной работой каждую свободную минуту уделял семье. Жить с папой было сложно, я это видела сама. В дверь то и дело звонили, приходили ученики (папа всегда занимался дома), сотрудники, приходили совершенно незнакомые люди о чём-то просить, на что-то пожаловаться. В порядке вещей было появление в дверях целого класса музыкальной школы с учителем, пионерского звена во главе с вожатым. Телефон не умолкал вообще никогда.

И тем не менее папа у меня был! Мы с ним часто гуляли, играли в настольный теннис и даже в… карты. Конечно, не в подкидного дурака - папа знал много других умных и интересных игр. А какие были прогулки в весеннем парке! Птицы только прилетели с юга и уж выводили трели.

«Слушай, слушай внимательно - вот настоящая музыка! - шептал мне на ухо отец. Может, поэтому в его песнях для детей было много весеннего тепла и света.

- Вы родились и выросли в семье выдающегося пианиста и композитора, но профессиональным музыкантом не стали. Неужели Дмитрий Борисович в детстве не усаживал вас через «не хочу» за рояль?

- У него хватило мудрости этого не делать, в чём тоже, считаю, проявилась большая любовь ко мне. В самом раннем детстве педагоги музыкальной школы определили, что у меня абсолютный слух. Папины и мамины гены сделали своё дело. Но дальше начиналась рутина, ежедневные монотонные занятия у рояля. Папа знал меня живым, весёлым ребёнком, а тут - в моих глазах такая зелёная тоска!.. В один день Дмитрий Борисович не выдержал: «Хватит! Тут творчеством и не пахнет». Я, конечно, научилась очень прилично играть, мы с папой на радио даже записали небольшой отрывок его произведения в четыре руки. Но потом во мне проснулись другие гены Кабалевского, и я с головой ушла в педагогику. Окончила исторический факультет Московского университета, преподавала историю и английский - чему очень рада. А музыка всегда со мной.

- Мария Дмитриевна, и какую же музыку вы больше всего любите слушать?

- Не поверите, но сегодня мне очень хочется тишины. Однако наступает момент - и меня вновь тянет послушать моих любимых Шопена и Фрэнка Синатру, а чтобы поднять настроение - песни моего отца для детей. В них столько позитива, ведь своим творчеством Кабалевский нёс людям радость и учил их радоваться. Папа искренне верил, что «в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, звонко-звонко смеяться…»

Автор: Александр Савченко
16 Марта 2019 10:37

Комментарии



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений