Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Война моторов Владимира Климова

В честь выдающихся заслуг советского конструктора авиадвигателей, четырёхкратного лауреата Сталинских премий, дважды Героя Соцтруда, депутата ВС СССР 2-го созыва Владимира Яковлевича Климова, к 130-летию со Дня рождения генерал-майора инженерно-авиационной службы, академика АН СССР.

Владимир Яковлевич КлимовРовесник Николая Поликарпова, москвич по рождению - появился на свет на месяц позже ливенца, благодаря супружескому союзу наследников крестьян-отходников Якова Алексеевича Климова и Прасковьи Васильевны Устиновой - 11 (23) июля 1892 года. Батя был родом из владимирской деревушки Аннино, мама - из близлежащей Еросово. Ребёнком Яков работал в столице: сначала учеником, позже - главой мастеровой артели. Освоив строительное дело, Климов-старший обрёл почёт и состояние, а затем своими руками возвёл доходный дом на земле Белокаменной. Чета подарила жизнь восьмерым, среди которых заслужит отечественную и мировую славу Володя…

Мы стоим у подножия его бюста в Москве, преклонив головы, с цветами в руках, на улице Солдатской в Лефортово. Поражаемся и ныне, каких высот во благо Отечества достиг выпускник Комиссаровского техучилища и авторитетнейшего МВТУ им. Н.Э. Баумана, автор «Атласа конструкций авиамоторов», вышедшего во второй половине 30-х в Москве и Ленинграде...

С осени переломного 1917-го он трудился с коллегами-инженерами на Коломенских заводах столицы. В 26 лет (ещё бушевала трагедиями Гражданская) проявил способности, будучи старшим инженер-лаборантом. В дальнейшем будущий академик аэрогазодинамики, двигателист от Бога, вплоть до начала 30-х возглавлял отдел и был «правой рукой» директора в научно-автомобильной лаборатории (ей довелось стать знаменитым НАМИ (Научным автомоторным институтом)). ВКП(б) замечает смышлёного моториста, выдвинув сына крестьян на пост начальника техконтроля отдела бензомоторов в ЦИАМе (Центральном институте авиамоторостроения), где ему повезло познакомиться, взаимодействовать и конфликтовать со многими знатоками «красного» двигателестроения. Альма-матер предоставила возможность карьерного роста Владимира. Помимо работы в ЦИАМе, он стал преподавателем МВТУ, Ломоносовского института и Академии ВВФ им. «отца воздухоплавания» Н.Е. Жуковского. Был лидером в МАИ на кафедре, занятой созданием новых авиадвижков различных компоновок, схем, предназначения для ВВС и ГВФ. Ступеньки наверх преодолевались с трудом…

Шли годы беспримерного энтузиазма, взлёта пионерии, ленинианы и комсомолии. В ходе сплочения масс при росте ОСОАВИАХИМа, «Добролёта», Общества друзей Воздушного Флота» и им подобных, под кличем «Пролетарий - на самолёт!» товарищ Климов в первой фаланге по проектированию дебютных «звёзд» воздушного охлаждения. При его деятельном участии «подали голос» «ревуны» - М-12, М-23, их модификации. Прорывной разработкой конца 20-х годов явится жидкостный 12-цилиндровый 880-сильный М-13, не имевший аналогов в моторостроении Страны рабочих и крестьян.

Необыкновенно одарённый, сверхдальнозоркий Владимир Яковлевич по жизни тщательно изучал «нутро» иномарных конкурентов: «Испано-Сюиз», «Оберурселей», «Даймлеров», «Гном-Ронов», «Клерже», «Сальмсонов», «ВМW», «Роллс-Ройсов», «Фиатов», «Бристолей», «Юнкерс-Юмо». В негласные обязанности пролетарского знаменосца вменялся анализ новинок «Пратт-Уиттни» и «Аллисонов», КПД «Мерлинов» и «Альфа-Ромео», «Изотт-Фраскини» и «Райтов». Уже тогда работали на опережение потенциальных врагов - «Даймлер-Бенц», «Накаяма», «Нэпир», «Дженерал-электрик», «Мицубиси», «Накадзима», «Брамо», «Пьяджо» (не говоря об их системах охлаждения, смазки, зажигания, топлива, газораспределительных механизмах, электрооборудовании). Климов не раз бывал за кордоном, не исключал покупку лицензий, ради ускорения процесса освоения силовых установок…

Главконструктор авиадвигателей обязан знать развесовку и диаметр шатунов и поршней, степень «выживаемости» моторо-цепей, тарелок и стержней клапанов, помнить о ресурсе коленвала, определить наилучшие свечи зажигания, карбюраторы, магнето, сплав головок цилиндров. Наука «мотором побеждать!», не только на примере колоссального вклада КБ В.Я. Климова, подразумевала (вне официоза параграфов) максимальное облегчение конструкции двигателя, развитие его моторесурсности с реальностью дальнейшего форсирования в модификациях. В товариществе с оружейниками первоочередно продумывались размещение пулемётов и пушек, с аэродинамиками - винта переменного шага, с металлургами - авиасплавы, с нефтяниками - сорта и виды качественных ГСМ. Яковлевич, знамо, владел «обеими руками» в отрасли, проектируя двигатели воздушного и  жидкостного охлаждения, рядной, звёздообразной и V-образной компоновок (последней - не без влияния ведущего автора «Испано-Сюиз» швейцарца Марка Биркигта).

Перед войной в Испании Владимир и соратники дали «путёвку в жизнь» мощному 12-цилиндровому М-100. Малоразмерный по сравнению с иностранными движками известных фирм, он окажется базой для М-103, крупносерийно выпускавшегося для «Катюш» - скоростных бомберов А.Н. Туполева - А.А. Архангельского. К тому предрепрессионному времени Климова В.Я. партия и лично Сталин И.В. определили Главконструктором моторостроительного гиганта в Рыбинске (под №26).

Накануне трагедии XX века профессионал высшего уровня, не раз схлестнувшийся в калёных спорах с мэтрами А.А. Микулиным, А.Д. Швецовым, С.А. Косбергом, А.Н. Пономарёвым, С.К. Туманским, А.М. Люлькой, А.Д. Чаромским, Е.В. Урминым и другими по проблематике впрыска топлива, создал и организовал производство легендарных М-105, ВК-105ПФ, ВК-105ПФ-2, ВК-107, ВК-108. Оригинальность серийных двигателей заключалась в их двухскоростном воздушном нагнетателе. Под лидерством неутомимого борца за снижение веса моторов, его «детища» стали «сердцами» для эпохальных боевых самолётов - Пе-2, Пе-2И, Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, ЛаГГ-3, созданных КБ Петлякова В.М., Мясищева В.М., Яковлева А.С., Лавочкина С.А., Горбунова В.П., Гудкова М.И…

Десятки тысяч пилотов ВВС РККА и ВВС ВМФ СССР исчезли в высшем пилотаже и небесном снайперстве Великой Отечественной на этих моторах, но и десятки тысяч лётчиков-Героев вернулись с войны Победителями, как это случилось с побратимами по крылу из французского ИАП «Нормандия-Неман». В книге «Свастика под прицелом» авторы строк под фото Владимира Яковлевича просто подписали: «Человек, спасший жизни тысяч пилотов - конструктор авиамоторов В.Я. Климов». Для Люфтваффе он был врагом №1…

За глобальные успехи, достигнутые профессором авианаук в разработке передовых конструкций двигателей, приспособленных под мощные залпы авиапушек, его наградили «Звездой» Героя Соцтруда 28 октября 1940 года. «Золотым» Серпу и Молоту № 9 предшествовали признание трудов В.Я. Климова награждением орденом Ленина в 1936-м и орденом Трудового Красного Знамени в 1939-м, Ленина в 1940-м.

С конца лета кровавого 1941-го высокодоблестный моторостроитель сплотил КБ на эвакуированном в Уфу предприятии, где им были заслужены Сталинские премии 1-й и 2-й степени в годы войны. В 1946-м и в 1949-м годах за создание авиамоторов новейшего образца покорителя воздуха премировали дважды Премией имени Вождя, вдобавок к его орденам Суворова 2-й и 1-й степени, к ордену Отечественной войны I степени, заслуженных им в августе 1944-го, сентябре и июле 1945-го. Народно-государственное признание, при суровости особо важных заданий и времени, дважды легло на грудь мотороснабженца родных ВВС орденами Ленина 30 декабря 1943-го и 2 июля 1945-го. Как и наш земляк, писатель И.А. Новиков, отдавший Пушкинскую премию на истребитель «Александр Пушкин» Юрия Горохова, Владимир Яковлевич даровал Фонду обороны СССР 73.000 рублей на постройку авиаэскадрильи...

За заботу о Краснозвёздных ВВС он получал Благодарность от Иосифа Сталина 4 марта 1943-го, чего дороже была безграничная любовь авиаторов к самолётам с моторами ВК. На одном из них - ВК-108, смельчак В.Л. Расторгуев достиг на испытаниях 745 км/ч. Мотор не пошёл в серию. Но, что говорит факт установки «климовских сердец» на 40 000 «Яков» всех модификаций, выпущенных в годы Священной войны с германскими и японскими захватчиками?! В 1944-м «Техника воздушного флота» всего не могла опубликовать…

Несмотря на кажущуюся приближённость к Верховному Главнокомандующему, Климов случайно избежал ареста и расправы, когда самолично (без уведомления) увеличил наплыв в картере, из-за чего двигатель «Яка» потяжелел на 200 граммов. Появление наплыва спровоцировало наличие трещин в месте крепления авиапушки к картеру, возникавших вследствие запредельных нагрузок при стрельбе в воздухе в боях. Доработка не посрамила единомышленников в серии. Однако нарком авиапромышленности А.И. Шахурин получил суровый выговор от И.В. Сталина за «молчание» об изменении конструкции двигателя и только удача спасла от взыскания наркома вооружения, товарища Б.Л. Ванникова...

За «климовцами» остаётся знаковый вклад в послевоенное проектирование ВРД, внедрение центробежных компрессоров козырем реактивной эры. За первенец ТРД в ВВС Отчизны, разработанный под руководством В.Я. Климова на базе британского «Nene», славного москвича поощрят пятым орденом Ленина 23 июля 1952-го, в честь 60-летия небопроходца. Благодаря появлению форсажных камер на ТРД ВК-1Ф истребители Советских ВВС различных ОКБ и конструкций долгое время первенствовали среди зарубежных аналогов по ЛТД, независимо от театров военных действий.

Через год после смерти генералиссимуса - ведущего моторостроителя державы растрогали медалью «За боевые заслуги». 12 июля 1957-го тем более, ибо Генеральный конструктор вспомнил всё, когда его награждали второй «Золотой Звездой» Героя Соцтруда.

Метеорами пронеслись в памяти бесконечные стендовые испытания, взрывы в цилиндрах, обрыв цепей, шатунов и слом клапанов, обгоревшие поршни и блоки цилиндров, деформация коленвалов, «болезни» топливной и выхлопной систем. В море израсходованного масла и в гектолитрах горючего светились в сознании  талантливого изобретателя лица проектировщиков, испытателей, асов истребительной, бомбардировочной, морской авиации. Мчались самолётами-рекордсменами мысли о потерях на тернистом пути первопроходцев, о массе нереализованного не по вине двигателистов. Труд и воля фундаментировались в теории и практике смазки, в спецзакрытой системе водяного охлаждения поршневых моторов, работавшей под давлением. Успех цементировался внедрением модифицированной системы газораспределения и двухскоростного воздушного нагнетателя, сотнями - миллионами экземпляров мемуаров выживших лётчиков, разгромивших агрессоров на Родине, в Европе, на Дальнем Востоке, кадрами документальной кинохроники и честным советским кинематографом...

Владимиру Яковлевичу посчастливилось порадоваться Триумфу Советского Союза в лице Юрия Алексеевича Гагарина. 9 сентября следующего года Империя свершений понесла безвозвратную утрату: Климов ушёл в мир иной, в 70-летнем возрасте...

Мы гордимся общей историей, посещая участок №1 Новодевичьего кладбища столицы России, кланяясь барельефу победоносного конструктора на его могиле. Он напоминает о себе в ЦИАМе на Авиамоторной, на площади его имени в Выборгском районе Питера, в наименовании Объединённой двигателестроительной корпорации, на чьей земле «Ростех» открыл памятник творцу моторов, в октябре 2017 года.

Нашей общей задачей и сегодня, в Год юбиляра и культурного наследия народов Российской Федерации, является недопущение переименования улицы и парка академика Владимира Яковлевича Климова в Запорожье по преступным посягательствам нью-режима антиславянской Украины. Улица в Шевченковском районе и одноимённый парк по воле народа стали «Климовскими» 20 лет назад...

11-22 июня 2022 г., Орёл - Москва - Владимирская область - Орёл

Виктор Рассохин, Сергей Рассохин

* В очерке полностью сохранены авторские орфография и пунктуация. - Прим. ред.

7 августа 2022 15:49
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~PY8Us
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости