Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

«Возвращаться нам некуда…»

Из-за серьёзной болезни ему трудно было подниматься по ступеням редакции, но на сочувственные взгляды он лишь махнул рукой: «Ничего, справлюсь. Главное, что здесь не стреляют…».

Супруги Татьяна и Олег Захаровы вынуждены были покинуть родную Горловку, что в Донецкой области, ещё в 2014 году - их квартиру в многоквартирном доме, а потом и весь дом разбомбили. Ситуация усугубилась ещё и тем, что Олег попал под обстрел фосфорными боеприпасами со стороны вооружённых банд Киева. С этого времени здоровье крепкого трудоспособного мужика, в прошлом шахтёра, серьёзно подорвалось и не восстановилось до сих пор.

Медицинскую помощь Олег смог получить только в Орле, куда супруги эвакуировались 5 июля 2014 года. Вместе с другими беженцами Захаровых поселили в пункт временного пребывания - в Золотарёвский дом-интернат, что в Залегощенском районе. Первое время, как рассказывает Татьяна Владимировна, маленькие дети прятались под кровати, когда слышали гром или шум проезжающего поезда.

- Детки с ужасом спрашивали: «Нас опять бомбят?», а я их успокаивала: «Всё уже хорошо. Мы уже в России», - вспоминает Татьяна. - Дети, которые родились в Донбассе в 2014-м и позже, никогда не жили в мирное время в полном смысле этого слова. Помню, одну девочку из Донбасса спросили: «Чего ты хочешь больше всего?» Малышка бесхитростно ответила: «Я хотела бы собирать цветочки на лугу и чтобы не стреляли». Просто до слёз.

* * *

Олег после вынужденного переселения и перенесённого заболевания стал писать стихи. Пусть они далеко не совершенны, но в них есть всё: и боль, и любовь, и надежда. Вот несколько строф из стихотворения «1941-2014»:

 

Всё повторилось: узелок с вещами,

Как в 41-м, документы на груди.

И жуть в глазах - молитвы, причитания,

И губы, что кусались до крови.

 

От страха вся земля дрожала,

Живая плоть взрывалась на куски.

И маленькая девочка кричала,

Прижавшись к матери, просила: «Защити!»

 

А с шапок террикон катились слёзы,

Донбасс и Горловка - едина кровь твоя,

Где в сквериках благоухали розы,

Там ныне фронтовая полоса.

 

Татьяна вспоминает, что в Орле беженцев приняли тепло, накормили, обеспечили всем необходимым на первое время. Но сидеть без дела не в её правилах. Женщина почти сразу устроилась уборщицей, хотя в Горловке работала учителем русского языка и литературы.

- Татьяна была единственной из всех беженцев интерната, кто устроился на работу, - вспоминает Олег Иванович. - Остальные сидели и ничего не делали. А я, к сожалению, не мог работать по состоянию здоровья. Мы очень хотели остаться жить на Орловщине, у нас российские корни. Тем более возвращаться нам было некуда.

Но прежде чем получить российское гражданство, Захаровым пришлось пройти нелёгкий путь. К сожалению, вынужденным переселенцам порой приходилось слышать горькие слова от чиновников разного уровня.

- Порой нам говорили: «А чего вы сюда припёрлись? Уезжайте. Жилья для вас никакого нет», - признаётся Татьяна. - А куда нам уезжать? У нас ничего нет: ни денег, ни жилья, ни здоровья. Мы переехали на съёмную квартиру в Орле, чтобы было проще заниматься оформлением документов для получения гражданства.

Захаровым, как и многим беженцам, которые хотели получить гражданство, пришлось сдавать экзамены по русскому языку, литературе, истории. Со знаниями проблем не было. Захаровы с интересом изучали историю Орловщины. И не ради экзамена, а из любопытства. Ведь в мирное время они активно путешествовали, любили знакомиться с новыми городами и странами, жили полноценной жизнью.

Но вот проблема - за сдачу экзамена надо было заплатить по 2650 рублей с человека. Но у супругов ни рубля лишнего…

- Было очень неловко и стыдно просить, но выхода не было, - делится со мной Татьяна. - Я пошла в один из орловских храмов. Подошла к батюшке, рассказала о нашей ситуации. В результате нам помогла одна из женщин, которая без сожаления дала нам эти деньги. Пошли ей бог здоровья!

* * *

Российские паспорта супруги получили только в апреле прошлого года. Сейчас Захаровы снимают жильё. За квартиру и коммунальные услуги уходит полторы пенсии, а ещё надо покупать лекарства для больного мужа. Татьяна уже семь лет работает дворником. И не только потому, что катастрофически не хватает денег. Надо ухаживать за мужем, а для этого нужна работа, где можешь распределять своё рабочее и личное время.

- Мы не жалуемся на жизнь, люди нам помогают. Вот отдали компьютер, подарили мобильные телефоны, что-то из мебели, - признаются Татьяна и Олег. - Но нам нужно жильё. Если завтра жена не сможет работать, мы не потянем съёмную квартиру и окажемся на улице. Тем более хозяйка предупредила нас, что хочет продавать своё жильё. Она дала нам время подыскать новую квартиру в течение этого года. Может, у кого-то из орловцев есть дом с удобствами или квартира, где никто не живёт. Мы бы исправно оплачивали коммунальные услуги и содержали бы в порядке квартиру. 

От редакции. Уважаемые читатели, если у кого-то из орловцев есть возможность предоставить супругам Захаровым благоустроенное жильё, звоните в редакцию по телефонам: 8 (4862) 47-52-52 или 43-45-19.

Автор: Ирина Почиталина
Фото: Андрей Сасин
2 марта 2022 12:11
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~W1w3y
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости