Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

Эксперты - о возможности внедрения системы дистанционного электронного голосования

16 декабря 2021 года депутаты Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

По словам разработчиков, опыт применения электронного голосования ДЭГ на выборах в 2019-2021 годов в экспериментальном режиме продемонстрировал необходимость «установления основных принципов и параметров проведения такого голосования, единых для всех выборов и референдумов на территории РФ». 26 января 2022 г. законопроект принят Госдумой в 1-м чтении.

В будущем возможно применение этого новшества и в других регионах, в том числе в Орловской области.

Далее мы публикуем мнения экспертов о возможности внедрения системы дистанционного электронного голосования.

Александр Брод, член Совета по правам человека, председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»:

- Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» в течение последних двух лет очень пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. Мы неоднократно проводили консультации с экспертами в Эстонии, где с 2005 года применяется новая форма голосования, и с каждыми новыми выборами мы видим, что популярность этой формы растет. Кроме того, наши оценки ДЭГ постоянно звучат в докладах о новых формах голосования по итогам единого дня голосования в позапрошлом и прошлом году.

Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов - не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне.

Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьезных сбоев в регионах мы не наблюдали. Поэтому я считаю, что с участием специалистов по ИТ-технологиям и экспертов в этой сфере нам в самое ближайшее время нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить предложения их в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат, экспертных сообществ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием.

Максим Григорьев, руководитель Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по общественному контролю за голосованием:

- Мы предлагаем Государственной думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за дистанционным электронным голосованием на таком же уровне, как на избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование.

Владимир Шаповалов, заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации «Независимый общественный мониторинг»:

- В законопроекте необходимо закрепить возможность политических партий, кандидатов, а также избирателей участвовать в контроле за чистотой проведения ДЭГ. Такие гарантии будут напрямую способствовать обеспечению легитимности проходящих выборов.

Благодаря ДЭГ происходит расширение участия избирателей в выборах, реализация их активного избирательного права, то есть, по сути, речь идёт о том, что дистанционное электронное голосование позволяет дать дополнительные возможности участвовать в выборах тем гражданам, у которых нет возможности прийти на избирательный участок. Я сам лично на последних выборах голосовал дистанционно, и все члены моей семьи. Прогресс невозможно остановить, он будет идти, хотим этого мы или не хотим. И очевидно, что через несколько десятков лет это станет основной формой голосования. И то, что Российская Федерация в настоящий момент действует очень осторожно, «степ бай степ», это доказывает ту основательность, с которой мы подходим к внедрению ДЭГ.

Всем участникам избирательного процесса, прежде всего партиям и кандидатам, нужно заранее подготовиться к этому и привлекать специалистов, технически подкованных людей, которые могут выполнять функции наблюдения.

Елена Сухоленцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева:

- В единый день голосования 17-19 сентября 2021 г. в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой из-за вспышки коронавирусной инфекции в Российской Федерации 2021 году стал актуален новый формат дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Пилотными площадками стали семь субъектов Российской Федерации: Курская, Мурманская, Нижегородская, Ростовская, Ярославская, г. Москва (на отдельной технологической платформе) и г. Севастополь.

Данное нововведение, как и любое новшество, вызывало на первых порах сомнения у общественности: правильно ли подсчитаны голоса, возможно ли обеспечить надежный контроль за правильностью подсчета голосов?

Поясню, откуда такие сомнения: бюллетеней в ящиках для голосования никто не видит, голоса в электронном виде уходят прямо на портал. Именно поэтому возникают опасения у народа по поводу объективного подсчета голосов. Такие сомнения, безусловно, появляются из-за незнания и непонимания работы системы ДЭГ, особой ее защищенности.

Опыт реализации электронного дистанционного голосования и результаты социологических опросов, позволили выделить ряд положительных аспектов:

1) технология онлайн-голосования доступна и проста в применении, особенно для молодежи поколения Z;

2) дистанционные технологии максимально обеспечивают тайну голосования;

3) способствует привлечению молодых избирателей к процессу голосования, охватить как можно больше молодежи, т.к. за ней будущее;

4) дает новую возможность, не выходя из дома, отдать свой голос за избирателя;

5) инвалиды и маломобильные лица могут принять участие в выборе своего кандидата, не выходя из дома.

После апробации пилотного проекта в регионах можно с уверенностью утверждать, что система ДЭГ надежно защищена. И общественность, и граждане имеют реальные возможности контролировать ДЭГ. Кроме того, доказательной основой легитимности выборов являются результаты мониторинга группы по контролю за ходом и подсчетом результатов ДЭГ Общественной палаты в шести субъектах РФ, голосовавших на федеральной платформе на выборах в Госдуму.

Учитывая, что голосование проходит в начале сентября, когда большинство жителей, в частности Орловской области, занимаются уборкой урожая в выходные дни и выезжают на дачи, в деревню, они без отрыва от житейских проблем смогут выполнить свой гражданский долг, отдав дистанционно голос за достойного кандидата.

И в заключение хочется подчеркнуть, что новый формат проведения выборов, безусловно, требует подбора высококвалифицированных специалистов в сфере высоких технологий и блокчейн. Сейчас как никогда необходимо проводить подготовку актива, направленную на формирование компетенций в области цифровизации и технических особенностей наблюдения за ДЭГ. Лишь такой формат подготовки выборов позволит при помощи дистанционного электронного голосования повысить уровень доверия избирателей и уровень электоральной демократии. Только планомерная и методически грамотная подготовка к выборам позволит сделать электронное голосование действительно прозрачным. Дистанционное электронное голосование на выборах имеет множество преимуществ, и я уверена, что со временем оно будет внедрено повсеместно.

17 февраля 2022 10:52
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~4Bo4f
Комментарии


Актуальное видео
19.09.2022 17:14:00
Об ответственности за экстремизм
Наш паблик
Архив газет

Новости