Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области
интернет-издание Орел-регион

27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 г.)

Детство, опалённое блокадой

Он хорошо помнит вкус горького напитка из хвои, который приходилось пить, чтобы выжить

Когда началась Великая Отечественная война, Владиславу Андреевичу Сахащику было шесть лет. Вместе с мамой и младшей сестрёнкой Ниной они жили в Сестрорецке, что в Ленинградской области. По малолетству дети не понимали смысла слова «война», но, глядя на взрослых, чувствовали - происходит что-то страшное. И очень быстро взрослели.

- Мы с сестрой не просили у мамы хлеба, - вспоминает Владислав Андреевич. - Знали, что сегодня свою порцию мы уже съели и что надо поскорее заснуть, чтобы быстрее наступило завтра.

Владислав помнит, как мама кормила младшего братика, который родился перед войной: она заворачивала размоченный мякиш хлеба в марлю и давала грудничку вместо молока. Но младенца это не спасло. Он умер в семимесячном возрасте.

Мама вынуждена была оставлять малолетних детей одних, когда уезжала на работу. Сил не было, но на производстве давали продовольственные карточки. Женщина оставляла хлеб, который дети должны были растянуть на весь день. Она наказывала им не съедать всё сразу, а по кусочку. Но малыши ещё не понимали, как надо рассчитывать время по часам, поэтому мама придумала такой выход. Недалеко от дома проходила железная дорога.

- Когда пройдёт поезд в одну сторону, съешьте вот эти кусочки, - говорила нам мама. - А когда поезд поедет в обратную сторону - съешьте другие. И я как старший забирался на подоконник и ждал, когда же приедет поезд. Казалось, проходила вечность.

* * *

В такие страшные моменты жизни Владислав часто вспоминал один самый рядовой случай из мирного довоенного детства.

- Помню, сидим с отцом за столом, обедаем, - делится со мной блокадник Сахащик. - Отец говорит мне: «Сынок, доедай яйцо». А я уже наелся, ничего больше не хочу. Отвернулся и не стал есть. Вспоминал потом этот случай всё блокадное время. Как это можно не хотеть съесть хоть что-нибудь. И сейчас порой вспоминаю.

Позже мама Владислава вместе с детьми перебралась в посёлок Лисий Нос, что на берегу Финского залива. Зима 1941-1942 года - самый голодный период блокады. Детская норма - 125 граммов хлеба в сутки. Но к Новому году ленинградские дети получили подарки: несколько апельсинов и хлеб с маслом. Апельсины дети съедали вместе с кожурой. Но голод это не могло заглушить, есть хотелось всегда.

Люди, пережившие блокаду, говорят, что ленинградские дети выглядели как малолетние старички, они разучились улыбаться. Владислав Андреевич признаётся, что, несмотря на детский возраст, ему совсем не хотелось играть, потому что не было сил.

В марте 1942 года мама вынесла Владислава на улицу, чтобы он посидел на солнышке.

- Помню, посмотрел на небо и увидел самолёт, - говорит блокадник Сахащик. - Но нашу территорию немцы не обстреливали, потому что рядом была финская граница.

* * *

Осенью того же года маме Владислава с детьми удалось эвакуироваться. Переправлялись через Ладогу. Когда оказались на другом берегу, какой-то сердобольный солдат протянул маленькому Владиславу кусочек хлеба.

- Маленький такой квадратик, примерно пять на пять сантиметров, - вспоминает блокадник. - Я не съел, а отнёс маме, чтобы она поделила между нами. Как я устоял и не съел сам - не знаю. Я чувствовал, что должен заботиться о младшей сестрёнке и маме.

Владислав признаётся, что после пережитого голода долго не мог наесться. В студенчестве тоже на стипендию особо не разживёшься (Владислав окончил Ленинградский горный институт). Эти жуткие ощущения, что вдруг опять тебе придётся голодать, остались у блокадников на всю жизнь.

В Орле Владислав Андреевич проживает с 1963 года (здесь его корни по материнской линии). Сестра Нина живёт в Новосибирске. Жизнь разбросала родных людей.

Когда я спросила, о чём мечтает сегодня блокадник Сахащик, Владислав Андреевич улыбнулся:

- Чтобы прожить ещё один день, а очень далеко я не загадываю. У меня всё есть. Дети, внуки, ни в чём я не нуждаюсь. А вы, молодое поколение, держитесь! Всё плохое, я уверен, пройдёт.


900 дней мужества

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г., когда немцы захватили Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг города.

Самый голодный период - с 20 ноября по 25 декабря 41-го. Запасов продовольствия в городе почти не осталось, была серьёзно урезана норма выдачи хлеба: солдатам, которые сражались на передовой, выдавали по 500 г в день, рабочим горячих цехов - по 375 г, остальным труженикам - по 250 г, служащим, иждивенцам и детям - по 125 г.

22 ноября 1941 г. началось движение автомашин по ледовой дороге на Ладоге - Дороге жизни. Было эвакуировали около миллиона человек.

Блокаду удалось снять полностью в ходе Ленинградско-Новгородской операции 1944 г. Немецкие войска были отброшены от города на 60-100 км.

Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тыс. жителей (по другим данным, не менее миллиона).

Автор: Ирина Почиталина
26 января 2022 14:04
Короткая ссылка на новость: regionorel.ru:443/~w5bMv
Комментарии


Актуальное видео
25.03.2024 17:05:00
Подпишись на «Орловскую правду» и стань участником розыгрыша призов
Наш паблик
Архив газет

Новости