Впервые этот праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
Ведь именно 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Первым в освобождённый город вошёл Дмитрий Пожарский. В руках у него была икона Казанской Божией Матери. С тех пор на Руси свято верили, что именно эта икона помогла защитить родные земли от польского нашествия и сохранить веру в сердцах людей.
Немного позже князь Дмитрий в честь иконы Божией Матери возвёл на свои средства деревянную церковь на Красной площади. После пожара в Москве от церкви ничего не осталось. На её месте был возведён величественный собор Казанской иконы Божией Матери из камня. Через несколько лет царь Алексей Михайлович провозгласил 4 ноября Днём Казанской иконы Божией Матери. Этот праздник отмечали вплоть до революции 1917 года.
Сегодня День народного единства - это день памяти и благодарности тем, кто отстаивал свободу и независимость нашей Родины в самые судьбоносные моменты её истории. Этот день призван напомнить всем народам и многочисленным народностям, населяющим нашу страну, о том, что только в единстве могущество России.
По мнению известного орловского историка Сергея Минакова, сегодня День народного единства важен и актуален, как никогда.
- Этот праздник связан с освобождением Москвы от иноземных захватчиков. В стране было сложное время, грозило полное уничтожение нашего государства. Но произошло единение нашей державы перед лицом опасности. День народного единства показывает, что у народа всегда находятся силы - и духовные, и материальные - для того, чтобы переломить ситуацию и выйти на путь избавления от трагедий.
Конечно, многие россияне к этому празднику ещё не совсем привыкли. Однако в сегодняшнее непростое время он для нас особенно важен, - считает Сергей Тимофеевич.